«Отряд самоубийц»: так ли все плохо? В прокат вышел фильм DC Comics о суперзлодеях. Рецензия
В российский прокат 4 августа вышел фантастический боевик «Отряд самоубийц» режиссера Дэвида Эйра, снятый по одноименному комиксу DC Comics. Новая картина — очередной акт в противостоянии DC Comics и Marvel, которое все больше напоминает войну «Пепси» и «Колы». О фильме про суперзлодеев по просьбе «Медузы» рассказывает кинокритик Егор Москвитин.
Оставшись без Супермена, американские чиновники решают собрать «Отряд самоубийц» — банду одаренных и страшно харизматичных негодяев, в разное время упрятанных Бэтменом (Бен Аффлек) за решетку. По замыслу агента из спецслужб Аманды Уоллер (Виола Дэвис), эта полудюжина сможет крайне эффективно бороться с врагами государства. Ведь в случае неповиновения зэкам всегда можно взорвать головы, а в случае успеха — немного скостить пожизненные сроки. В команду подбирают лучших аутсайдеров вселенной DC Comics — киллера-который-никогда-не-промахивается (Уилл Смит), плачущего крокодильими слезами каннибала (Адевале Акинойе-Агбаже), супермодель-чаровницу (Кара Делевинь), горячего латиноамериканца (Джей Эрнандес), набожного женоненавистника (Адам Бич), смешного австралийского бандита (Джай Корнтни) и безумную подружку Джокера Харли Квинн (Марго Робби). Сам Джокер (Джаред Лето) время от времени появляется в кадре, чтобы украсть сердца зрителей. Злодеи весь фильм охотятся на еще больших злодеев, много шутят, грязно дерутся и ведут себя настолько вызывающе, что ленте едва не влепили рейтинг «для взрослых». За кадром звучит музыка высших сфер — «Богемская рапсодия» Queen, злой рэп раннего Эминема и американские баллады. Длится представление — щадящее по меркам комиксов — два часа.
Казалось бы, событие года, но критики громят «Отряд самоубийц», а фанаты комиксов видят в этом заговор и требуют закрыть сайт с рецензиями Rotten Tomatoes. Так что и когда пошло не так?
Начнем с хороших новостей для тех, кто устал от засилья комиксов на экранах. Несмотря на огромное количество премьер и планов, все чаще звучит мнение, что через несколько лет эта волна сойдет на нет. Производство фильмов по мотивам графических новелл становится все более дорогим. Ансамбли звездных актеров оказываются зубастее любого профсоюза. Конкуренция заставляет сверх меры тратиться на маркетинг; а новая традиция переснимать по полфильма после тестовых просмотров с фокус-группами разоряет студии. Производственный бюджет «Отряда самоубийц» равен 175 миллионам долларов, но все расходы на его создание и продвижение оценивают в 400 миллионов. Это значит, что точку безубыточности он пройдет не раньше, чем соберет в прокате 800 миллионов.
Помните, один российский бизнесмен сказал, что те, у кого нет миллиарда, могут шагать известно куда? Так вот, пока что «тест Полонского» не прошел ни «Бэтмен против Супермена» (2016), ни «Человек из стали» (2013), ни один из старых фильмов по вселенной DС Comics. А из тринадцати фильмов от конкурирующей студии Marvel миллиардную отметку преодолели лишь четыре — «Мстители» (2012), «Железный человек 3» (2013), «Мстители: Эра Альтрона» (2015) и «Первый мститель: Противостояние» (2016).
К тому же, кроме Warner Brothers, курирующей комиксы DC, и империи Marvel, решившей экранизировать свои романы самостоятельно, на рынке есть еще Fox и Sony. Первые в свое время оттяпали у Marvel права на «Людей Икс» и их производные вроде «Дедпула». Вторые терпеливо воспитывают «Человека-паука». Таким образом, за внимание зрителей борются сразу четыре корпорации, и зритель, мягко говоря, устает от обилия ухажеров. Бизнесмены и авторы это тоже чувствуют, и их нервы шалят. К примеру, режиссер «Отряда самоубийц» Дэвид Эйр, проживший последние полгода в персональном аду (подробности — ниже), на предпоказе фильма взял да и крикнул со сцены: «F*ck Marvel!!!» Прозвучало это так же отчаянно, как знаменитое «К черту короля» из «Игры престолов».
А теперь — не менее хорошие новости для тех, кто отказываться от кинокомиксов пока не готов. «Отряд самоубийц» не так уж и плох, как о нем пишут западные СМИ. Фильм стал жертвой всеобщих чрезмерных надежд; фанатов немного жаль, но зрители, уцелевшие за год рекламной бомбежки, должны быть довольны.
Во-первых, концепция отряда антигероев куда интереснее любого ожившего иконостаса. Все хорошие парни похожи друг на друга, а вот за плохими наблюдать интереснее. В этой колоде джокер — каждая карта. Во-вторых, когда очередь доходит до самого Джокера, картина резко меняет жанр. Вместо пацанской прогулки с пистолетами «Отряд самоубийц» превращается в кровавую балладу о любви в духе «Бонни и Клайда», и это по-настоящему интересно. Знакомый злодей становится героем-любовником, не самый большой на свете актер Джаред Лето предусмотрительно уходит от сравнений с Джеком Николсоном и Хитом Леджером, а Харли Квинн из украшения фильма превращается в его приму. Увы, романтическая линия в «Отряде самоубийц» скорее пунктирная, но Warner Brothers уже готовят картину, целиком посвященную этому невероятному дуэту.
В-третьих, резкий юмор (который, увы, нам целиком сдали в трейлерах), акцент на развитие героев, а не на аттракционы, и вполне себе поколенческий саундтрек, может, и отпугивают молодежь, зато привлекают публику постарше. Для знатоков кино тут спрятана целая викторина, начинающаяся шутками про Ганнибала Лектера и, кажется, никогда не заканчивающаяся.
Изъянов у фильма тоже достаточно. Враги отряда здесь лишены и мотивации, и харизмы. Лента медленно разгоняется, а финиширует в скучных декорациях. Акцент на самых ярких персонажах и самых дорогих кинозвездах мешает раскрыться половине ансамбля, а следование комиксовому канону (сначала долгое знакомство, потом грандиозная битва) такой оригинальной истории только вредит. Но главное, фильму не хватает решительности. Он так и не определился, чем хочет быть — беспросветно мрачным и страшным боевиком или веселой пробежкой перед сном. И виноват в этом, как ни странно, именно зритель.
«Отряд самоубийц» — первый из трех фильмов во вселенной DC Extended Universe, снятый не Заком Снайдером, визионером-монументалистом, подарившим нам не только «300» (2006) и «Хранителей» (2009), но и «Человека из стали» (2013) и «Бэтмена против Супермена» (2016). Новый режиссер Дэвид Эйр — автор мрачного военного эпоса «Ярость» (2014) и нервного полицейского боевика «Патруль» (2012) — явно равнялся на Снайдера. Весной его учитель потерпел фиаско с «Бэтменом против Супермена», в Warner Brothers начались кадровые перестановки, и давление на «Отряд самоубийц» возросло. Лучше всего эту ситуацию описал американский The Hollywood Reporter.
По информации издания, боссы Warner Brothers разочаровались в мрачной концепции Снайдера и Эйра и собрали фокус-группу. Зрителям фильм не понравился: они ожидали чего-то веселого и яркого, а попали в привычный неонуар. Злую шутку с «Отрядом самоубийц» сыграл его собственный юмор: самый первый трейлер был до того комедийным, что аудитория стала ждать того же накала от всего фильма. После фокус-группы продюсеры пошли на неслыханный шаг. Они наняли компанию Trailer Park, монтировавшую рекламные ролики, чтобы заново склеить фильм. Затем был устроен тестовый просмотр обеих версий — мрачной режиссерской и комедийной новой — и веселый «Отряд» одержал победу над грустным. Начались дорогостоящие досъемки, а Дэвид Эйр на нервах сменил своего агента. Но в лучших традициях голливудского сериала «Красавцы» — уже на следующий день вернулся в старую команду.
Фильм стоило бы подержать в производстве подольше, и, по словам инсайдеров The Hollywood Reporter, авторы просили об этом студию еще с конца 2014 года, когда только состоялся анонс ленты. Получается, сроки поджимали с самого начала, но перенос премьеры повлек бы огромные проблемы с многочисленными партнерами со всего света. Ведь летний блокбастер — это не только фильм, но и целый супермаркет побочных продуктов. В итоге Дэвид Эйр написал сценарий всего за шесть недель. Раньше опыта работы над летними киноаттракционами у него не было — не считать же таким «Тренировочный день» (2001). Стоит отметить, что и студии обращаются к необстрелянным авторам и режиссерам не от хорошей жизни. Настоящие мастодонты либо заняты на сто лет вперед, либо ставят продюсерам жесткие условия, либо просто боятся блокбастеров. К примеру, Джосс Уидон, поставивший главные хиты Marvel, недавно заявил, что берет отпуск, чтобы заняться «чем-то маленьким для души». В прошлый раз этим чем-то была экранизация Шекспира.
Даже с бесконечным запасом времени и командой мечты «Отряду самоубийц» все равно пришлось бы решать непростую задачу — как удачно сыграть на комедийной территории Marvel, сохранив серьезную интонацию DC Comics? Успешная трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене в свое время загнала Warner Brothers в стилистическую ловушку. Фильмы по DC Comics выбрали ночь, мрак и зловещий туман, в то время как ироничные экранизации Marvel решили быть веселыми и храбрыми рыцарями дня и света. Все свои темные истории Marvel разумно делегировал каналу Netflix, снимающему нуарные сериалы по «Сорвиголове» и «Джессике Джонс», а для кинотеатров оставил только самые яркие и смешные зрелища вроде «Мстителей», лопающих шаурму.
Кассовые сборы показали, что зрители все же выбирают светлую сторону силы, и у DC Comics начались проблемы. Как стать веселее и ярче, не отпугивая старых фанатов? Подобно «Кока-Коле», брендировавшей красный цвет, кинокомиксы Marvel присвоили себе все яркие краски. Чтобы сыграть на чужой территории, «Отряду самоубийц» пришлось идти на унизительные хитрости. Например, в его цветовой гамме преобладают неоновые цвета и кислотные пятна. Это такой компромисс: действие по-прежнему происходит ночью, но уже стало светлее. То же самое с юмором и героями — они застряли на полпути между стереотипами о DC Comics и стереотипами о Marvel. А стереотипы массового зрителя куда важнее точных знаний фанатов, когда на кону миллиарды.
Почему весь этот разбор полетов неплохого, в общем-то, фильма так важен? Потому что проблемы «Отряда самоубийц» в ближайшие годы станут проблемами всех зрителей — и тех, кто любит комиксы, и тех, кто переживает, что комиксы гонят из кинотеатров все остальное. Кассовые сборы не поспевают за ростом инвестиций, а значит, пузырь может лопнуть. Режиссеры попадают в кабалу; фокус-группы мешают творчеству; все самые вульгарные кошмары рекламной индустрии, описанные в «99 франках» Бегбедера, оказываются применимы и к кино. И никто — ни зритель, ни продюсеры, ни авторы — не знает, чего хочет. Кроме Харли Квинн. Харли Квинн хочет к папочке, танцевать и кофе-машину.