Skip to main content
  • Share to or
Царь Николай II и его семья, Ливадия, 1913 год
истории

СК проверит антисемитскую версию о «ритуальном убийстве» Николая II и его семьи. На этом настаивает РПЦ и «патриотическая общественность»

Источник: Meduza
Царь Николай II и его семья, Ливадия, 1913 год
Царь Николай II и его семья, Ливадия, 1913 год
Boasson and Eggler / Wikimedia Commons

Следственный комитет России заявил, что проверит версию о «ритуальном убийстве» императора Николая II, его семьи и свиты в рамках возобновленного в 2015 году расследования. Теория о том, что царская семья была убита в результате «еврейского заговора» (а именно это имеется в виду, когда говорят о «ритуальном убийстве» Николая II), возникла сразу после расстрела и была популярна в первой половине XX века среди русских эмигрантов. Версию рассматривали уже российские следователи в середине 1990-х годов и в 2007–2008 годах — и полностью отвергли ее. Русская православная церковь отказалась признавать результаты экспертизы — ее представителей не приглашали в ней участвовать, и в 2015 году из-за этого расследование убийства царской семьи было возобновлено, РПЦ участвует в следствии и вновь предлагает рассматривать версию «ритуального убийства». «Медуза» рассказывает, откуда взялась теория о еврейском заговоре против Николая II и почему она вновь стала популярна.

Следственный комитет России собирается расследовать версию «ритуального убийства» семьи императора Николая II и членов ее свиты. Об этом 27 ноября заявила старший следователь по особо важным делам СК Марина Молодцова. Она сказала, что для проверки этой версии следствие назначит «психолого-историческую судебную экспертизу», — не вдаваясь в подробности, что это значит.

Заявление Молодцовой было сделано на конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия». В ней участвовали представители Русской православной церкви во главе с патриархом Кириллом. В конце дискуссии епископ Тихон Шевкунов, которого называют духовником Путина, заявил: «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии [участвующей в расследовании расстрела царской семьи вместе с СК] нет сомнений в том, что это так и было». (На следующий день, однако, Шевкунов попытался смягчить свои слова: «Император, даже отрекшись, оставался фигурой символической, сакральной. Убийство царя и его семьи, ставящее точку в существовании ненавистной для новой власти династии Романовых, было делом совершенно особым, несущим для многих ритуальное, символическое наполнение».)

Дом Ипатьева, фотография 1928 года
Wikimedia Commons

Николай II, шесть членов его семьи и четыре приближенных к ней человека были расстреляны в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года. Историки склоняются к версии, что, хотя постановление о расстреле было принято Уральским областным советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, принципиальное решение об убийстве Николая II было принято в Москве.

Что означает «ритуальное убийство» применительно к расстрелу царской семьи?

Практика убийства человека в ходе религиозного или оккультного ритуала происходит из первобытного общества и основана на убеждении в сверхъестественных свойствах человеческой крови. В случае с расстрелом царской семьи термин «ритуальное убийство» носит ярко выраженный антисемитский подтекст. Сторонники этой теории считают, что расстрелявшие царскую семью большевики осуществляли некий кровавый иудейский ритуал. Убийство царской семьи такие теории считают результатом «всемирного еврейского заговора».

Доктор культурологии, библеист и специалист в области иудаики Анна Шмаина-Великанова рассказала «Медузе», что теория «ритуального убийства», которое якобы совершают евреи, была распространена в странах Европы в Средневековье. «Это убеждение появилось в XI—XII веках в Германии и заключалось в том, что евреи убивают перед Пасхой ребенка особым образом, выпускают из него кровь и подмешивают ее в мацу», — говорит Шмаина-Великанова. По ее словам, в православной традиции таких идей вообще не было до конца XVII века. В 1913 году о «ритуальных убийствах» в России заговорили в связи с громким судебным процессом против еврея Менахема Менделя Бейлиса — он обвинялся в убийстве 12-летнего мальчика в ритуальных целях и был полностью оправдан.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода сказал после заявления СК: «Иудаизм, будучи первой религией, отменившей человеческие жертвоприношения на самой заре своего возникновения, в принципе не знает понятия „ритуального убийства“. Обвинение евреев в „ритуальном убийстве“ — один из самых древних антисемитских наветов».

Как появилась версия о «ритуальном убийстве» царской семьи?

Версия о «ритуальном убийстве» царской семьи и ее свиты впервые была озвучена во время расследования, которое вело Белое движение и состоявший в нем следователь по особо важным делам Николай Соколов. Он считал, что план убийства семьи императора возник «за много лет до революции», а проводником этой идеи служил приближенный ко двору крестьянин Григорий Распутин, который, по версии Соколова, был «центром немецкой агентуры».

«В кругах, близких Соколову, [участвовавшим в расследовании генералу Михаилу] Дитерихсу и [английскому журналисту] Роберту Вильтону, влиянию евреев приписывали решение о расстреле царской семьи», — писал следователь-криминалист Владимир Соловьев, который вел возобновленное в 1993 году расследование убийства Николая II.

«Евреи изуверски уничтожили Царскую Семью. Евреи — виновники всех зол, постигших Россию», — писал Дитерхис в своей книге «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале». Дитерхиса считают автором одной из разновидностей теории о «ритуальном убийстве» семьи Романовых. Согласно этой версии, большевики обезглавили трех членов семьи, в том числе императора, — а позже один из организаторов расстрела, Филипп Голощекин (настоящее имя Шая Ицикович), доставил головы в Москву в бочках со спиртом. Следователь Владимир Соловьев говорит, что Дитерхис опирался на «слухи, распространившиеся среди мелких служащих» в связи с прибытием Голощекина в Москву.

Английский журналист Роберт Вильтон в 1920-х написал несколько книг, где отстаивал версию «ритуального убийства» семьи Романовых. Из его работ следовало, что Соколов из Белого движения провел осмотр дома Ипатьева, где произошел расстрел. Там он обнаружил на стене написанные от руки строчки на немецком языке: «Belsatzar ward in seibier Nacht / Von seinen Knechten umgebracht». Это цитата из баллады «Валтасар» немецкого поэта Генриха Гейне: «Валтасар этой ночью был убит своими слугами». Речь идет о вавилонском царе Валтасаре, который совершил святотатство над иерусалимскими святынями. Рядом с цитатой из Гейне Соколов обнаружил четыре непонятных символа, которые назвал «каббалистическими».

Подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья
Wikimedia Commons

Вильтон попытался проанализировать надписи и пришел к следующему выводу: «Установлено, что секретные „коды“ некоторых обществ, которые имеют свои главные управления в Германии и в которых заведомо участвуют евреи, заключают в себе письмена, подобные екатеринбургской надписи». Вильтон в своих публикациях смешал «еврейский заговор», «черную магию», действие «тайных сил» и влияние Григория Распутина; все это вместе, по его мнению, и привело к расстрелу царской семьи.

Культуролог Анна Шмаина-Великанова говорит, что в дальнейшем теория «ритуального убийства» царской семьи обсуждалась в эмигрантской печати (издавались даже брошюры на эту тему). Об этом охотно говорили те выходцы из России, которые сотрудничали с фашистскими властями, в частности во Франции. Потом теория была забыта, но вновь начала публично обсуждаться в начале 1990-х.

Почему версию «ритуального убийства» опять будут проверять?

Конспирологические версии убийства семьи Романовых были опровергнуты после экспертиз, проведенных в 1993–1997 годах и 2007–2008 годах. В 1991-м под Екатеринбургом были обнаружены девять скелетов, которые, с большой долей вероятности, являются останками царской семьи (за исключением царевича Алексея и княжны Марии — их останков к тому времени не нашли).

В ходе экспертизы, проведенной для идентификации останков, свои вопросы поставила и Русская православная церковь; экспертиза была даже продлена, чтобы ответить на них. Вопросы РПЦ должны были снять всякие сомнения в том, что найденные останки принадлежат царской семье. Впрочем, Церковь интересовалась и «ритуальным характером» убийства, а также спрашивала, не была ли отделена от туловища голова Николая II.

Признаков «ритуального характера» убийства или отчленения голов следователи не обнаружили. Способ убийства, как писал следователь Соловьев, выбирали уральские чекисты-атеисты, среди которых почти не было евреев; «действия участников сокрытия и уничтожения трупов», по версии следователя, носили «стихийный и вынужденный характер».

Культуролог Шмаина-Великанова участвовала еще в одной экспертизе, проводившейся в то время центром изучения религий при РГГУ. Она назвала «фантастическим невежеством» расшифровку надписей на стене дома Ипатьева: «Разные чернильные пятна, черточки толковались как буквы еврейского алфавита. Нам пришлось разбирать этот бред, указывать, что буквы еврейского алфавита ничего не значат по одиночке. Большую часть сохранившихся надписей вообще составляют какие-то расчеты. Все они сделаны арабскими цифрами, в то время как каббалисты арабскими цифрами не могут пользоваться».

В 2007 году неподалеку от первого захоронения были найдены другие останки, которые могли принадлежать оставшимся членам царской семьи, расстрелянным в Ипатьевском доме. В связи с этим Генеральная прокуратура возобновила дело и провела еще одну экспертизу об идентификации останков, которая подтвердила результаты предыдущей. Останки, обнаруженные в 2007-м, принадлежали царевичу Алексею и княжне Марье. Дело вновь закрыли в 2008 году.

Однако Русскую православную церковь не удовлетворили эти результаты, поскольку ее представители на этот раз не были допущены до экспертизы. РПЦ отказалась признавать, что новые останки также принадлежат членам царской семьи. В 2015 году Следственный комитет согласился с просьбой Церкви о проведении дополнительного расследования — и дело об убийстве в доме Ипатьева было начато в третий раз. Останки эксгумировали и отправили на новую экспертизу.

Отбор проб костной ткани с останков в ходе этой экспертизы осуществлялся в присутствии управляющего делами Московской патриархии Варсонофия Судакова и протоиерея Всеволода Чаплина. Вопросы для экспертов следственная группа также составляла вместе с представителями РПЦ. Всего экспертам предстоит ответить на 76 вопросов; часть из них обсуждалась на конференции 27 ноября 2017 года. Церковь настаивает, чтобы эксперты ответили: вероятно ли, что расстрел царской семьи был «ритуальным убийством» — и мог ли «факт пропажи кроватей из дома Ипатьева (если он имел место) быть связан с ритуальным характером убийства Царской семьи?» (О каких кроватях может идти речь, «Медузе» и опрошенным ею экспертам выяснить не удалось.)

К вопросам от РПЦ добавились вопросы «от представителей патриотической общественности, много лет занимающихся темой убийства Царской семьи»; кто к ней относится, неясно. В списке есть такие: «Известно, что было выписано большое количество спирта, что стало одним из косвенных подтверждений версии об отчленении голов государя и наследника для демонстрации их советским главарям. Есть ли иное объяснение расходования спирта?»; «Есть ли у следствия объяснение „каббалистическим знакам“? Проводилась ли экспертиза этих знаков экспертами?»

Занимавшийся расследованием дела о гибели царской семьи и ее свиты следователь-криминалист Владимир Соловьев называл версию о «ритуальном убийстве» Николая II «совершенно желтой и неприличной информацией». Научный руководитель Госархива, доктор исторических наук Сергей Мироненко, участвовавший в расследовании гибели царской семьи в 1990-х годах, в интервью телеканалу «Дождь» заявил: «Невозможно ставить [вопрос о ритуальном убийстве] ни по научным, ни по нравственным критериям. Давно доказано, что ритуальных убийств у евреев не было. [Зачем] еще раз это рассматривать? Не может не радовать, что нынешнее следствие в основном подтверждает выводы, которые были сделаны до них».

С «Медузой» Мироненко отказался общаться. «Ритуальное убийство — это такая чушь и бред, что даже говорить об этом стыдно», — пояснил ученый.

Евгений Берг

  • Share to or