«Наследники» от HBO: смешной и реалистичный сериал о семейных распрях миллиардеров
С 3 июня на канале HBO и с 4 июня на «Амедиатеке» идет сериал «Наследники» — драма о детях медиамагната, сражающихся за трон отца. Роль патриарха в ней играет Брайан Кокс, среди продюсеров — комик Уилл Феррелл и режиссер «Игры на понижение» Адам МакКей. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин посмотрел первые пять эпизодов нового сериала — и рассказывает, почему стоит досмотреть его до конца.
О чем «Наследники»
«Наследники» — уже второй в этом году сериал о стареющем миллиардере, разочарованном в своих потомках. Но если в посвященном Полу Гетти «Трасте» британский режиссер Дэнни Бойл вместо сатиры на жизнь богачей снял криминальный триллер (от исходного материала — реального похищения внука нефтяного магната — далеко не уйдешь), то в «Наследниках» авторы сосредотачиваются именно на семейных распрях — и описывают их яростно, но смешно.
Главный герой — впрочем, главный он лишь в первой серии и некоторых других — хозяин газет, парков аттракционов и киностудий Логан Рой (Брайан Кокс), пятый по значимости человек в мире американских медиа. Рой — выходец из бедной шотландской семьи, менеджменту его учили отнюдь не в университетах, и почти в каждой сцене он любит напоминать окружающим о масштабах построенного им бизнеса.
У Роя четверо детей. Старший (Алан Рак) живет на футуристической ферме с едва совершеннолетней подружкой и ждет конца света, чтобы начать продавать всем вокруг пресную воду. Второй по старшинству наследник (Джереми Стронг) — топ-менеджер в отцовский компании, способный действовать резко, но обремененный рефлексией и тягой к кокаину. Младший из сыновей (Киран Калкин) — капризный и жестокий плут, который может забавы ради пообещать незнакомому ребенку миллион долларов, если тот выполнит его прихоть.
Еще есть преуспевающая в политике дочь (Сара Снук) и ее рохля-жених (Мэттью Макфэдиен), пытающийся укорениться в семейном деле Роев. Сериал начинается с дня рождения патриарха, на который напрашивается еще один важный герой — внучатый племянник магната (Николас Браун). Юный балбес не смог справиться даже с работой аниматора в парке аттракционов, но сюжет отводит ему важную роль: быть законным представителем зрителей в экзотическом мире больших денег и их жестоких хозяев. На своем дне рождения Рой сообщает, что компанию и семью ждут большие перемены — а дальше происходит нечто такое, из-за чего все его дети и жены немедленно развяжут друг с другом войну.
Кто придумал сериал
«В жопу вас!», «В бизнесе важно, у кого больше хрен!», «Иди и отымей их там всех!» — самые популярные слова и выражения в лексиконе «Наследников». Сериал придумали Адам МакКей и Джесси Армстронг. МакКей — режиссер и один из авторов сценария получившей «Оскар» (и номинированной еще на четыре) трагикомедии «Игра на понижение», которая обличала виновников ипотечного кризиса в США.
Армстронг — тоже мастер насмехаться над богатыми и властными аристократами: он в свое время был одним из сценаристов британского политического мокьюментари «Гуща события». Еще один исполнительный продюсер «Наследников» — комик Уилл Феррелл, никогда не боявшийся сводить вместе низкий юмор и возвышенные идеи. В общем, компания собралась что надо.
«Наследникам» удается быть и смешными, и реалистичными, и резкими, и глубокими. МакКей лично снял первый эпизод, и в нем угадывается знакомая по «Игре на понижение» режиссура. Например, внезапные псевдодокументальные наезды на лица героев. Или страстные театральные перепалки: в кадре почти всегда есть трое-пятеро персонажей, которые бросают друг другу оскорбительные слова, как раскаленные камни. Поймал — кинь другому. Уронил — проиграл.
Кто кого сыграл
Еще лучше обстоят дела с актерами. Брайан Кокс много лет играл в театре: одной из своих лучших работ он называет Тита Андроника — самого жестокого и одержимого шекспировского персонажа — в постановке Королевской шекспировской компании в конце 1980-х. А в 1990 году он сыграл заглавную роль в «Короле Лире» в Национальном театре. Так что и медийного «Лира» ему изобразить было нетрудно.
У Кирана Калкина четыре брата и две сестры (одна из них умерла в 2008 году) — так что роль ревнивого и несчастного ребенка из большой семьи, должно быть, дается ему без сопротивления. Актриса Сара Снук продемонстрировала магию пугающих перевоплощений еще в фантастическом фильме «Патруль времени». Здесь она — что-то вроде леди Макбет во втором поколении.
Джереми Стронг с блеском решает задачу противоположную той, что стояла перед ним в «Игре на понижение» — сперва кажется, что он опять играет хищного американского дельца, но на этот раз его жесткий снаружи герой оказывается очень хрупким внутри. Мэттью Макфэдиен, известный по роли высокомерного мистера Дарси в «Гордости и предубеждении» Джо Райта, искрометно изображает настоящего слизняка: если бы не его комический персонаж, сериал мог бы превратиться в настоящий триллер. Малоизвестный актер и музыкант Николас Браун кажется в этом ансамбле аутсайдером — но точно таким же задуман и его герой.
На что это похоже
«Наследники» сочетают в себе гены самых удачных драм, комедий и трагикомедий HBO. Как и в «Клане Сопрано», герои строят внутри мировой империи свою собственную: сериал не только высмеивает, но и с большим пиететом исследует американскую мечту. Как и в «Службе новостей», авторы заворожены властью медиа; вдобавок, в «Наследниках» такие же быстрые и меткие, как у Аарона Соркина, диалоги.
Как и в молодежной драме «Как преуспеть в Америке», желание героев состояться в жизни вызывает симпатии, какими бы плутами они ни оказывались. Как и в «Кремниевой долине», здесь много шуток про современный бизнес, новые медиа и прочие стартапы, которые зубрам индустрии кажутся чем-то из области фэн-шуя. Как и в телефильме HBO «Лжец, великий и ужасный», сюжет крутится вокруг настоящего американского титана. В фильме для этой роли понадобился актер масштаба Роберта Де Ниро, в сериале — ни в чем не уступающий ему Брайан Кокс.
И наконец, как и в семейной драме «Клиент всегда мертв», родственники в «Наследниках» ведут себя так, что хочется поскорее спрятаться от них в могиле. А еще в сериале звучит едва ли не самая запоминающаяся новая мелодия в этом телесезоне — от композитора Николаса Брителла, автора музыки к фильму «Лунный свет».
К четвертому-пятому эпизоду (особенно если смотреть их залпом) «Наследники» теряют свою остроту. Герои начинают ходить по кругу, у авторов появляются явные любимчики среди претендентов на трон, которым не зазорно и подыграть, а внешние угрозы семье становятся однообразными. Но эти недостатки сериала лечатся очень просто: только и нужно, что смотреть один эпизод в неделю, как и заведено на HBO. Окажись это шоу на Netflix, оно, наверное, повторило бы судьбу одного из своих героев: побесновалось бы и размякло в больничной койке. Но оно оказалось там, где нужно — на все еще самом остроумном канале в США.