«Оскар» в 91-й раз: скучно и банально Главную премию получила «Зеленая книга», а не фильм Куарона. Прорыва не случилось
24 февраля в Лос-Анджелесе в 91-й раз прошла церемония вручения премии Американской киноакадемии. «Оскар» за лучший фильм достался фильму Питера Фаррелли «Зеленая книга»; также картина получила призы за лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана (Махершала Али). Лучшим режиссером назвали Альфонсо Куарона, снявшего фильм «Рома». Кроме того, Куарон впервые сам встал за камеру — и получил награду как лучший оператор. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что в этом году Академия раздала награды вполне заслуженно — но слишком уж банально.
У Американской Академии было всего два варианта. Первый — перевернуть страницу и создать исторический прецедент, объявив лучшим фильмом «Рому» Альфонсо Куарона, у которого было наибольшее число номинаций. В этом случае впервые в истории премии победил бы испаноязычный — к тому же мексиканский — фильм, и это в год, когда Трамп занят обустройством стены на границе с Мексикой. Было бы уместно, красиво, осмысленно. И картина превосходная, и Академия это понимает, и Куарон — что называется, свой человек, обладатель режиссерского «Оскара» за «Гравитацию» и кучи других наград.
Но традиции есть традиции. Поэтому коллективный разум выбрал второй вариант, и лучшим фильмом года стала «Зеленая книга». Сугубо американская, стопроцентно традиционная, честная и милая картина о проблемах расизма и том, как музыка объединяет даже самых разных людей — итальянского вышибалу и рафинированного гея-пианиста. У «Зеленой книги» не только номинаций было меньше, чем у «Ромы», но даже не был выдвинут режиссер. Что не помешало Питеру Фаррелли дважды триумфально подняться на сцену театра «Долби» — за сценарным «Оскаром», а потом и за главным.
Впрочем, Куарон на сцену поднимался и вовсе трижды. Ведь кроме почетных премий за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу — для дебютанта это впечатляющий результат, — он все-таки был удостоен «Оскара» за лучший фильм, просто в иноязычной категории. И не удержался от остроумной шпильки, объявив в этот момент, что вырос в родном Мехико на иностранных фильмах — таких, как «Гражданин Кейн», «Челюсти» и «Крестный отец». Разумеется, для американских академиков эти хрестоматийные голливудские картины родные, а для остального мира — иноязычные. Так же, как изысканная и сложная «Рома», при всем ее вселенском размахе, для них — картина на чужом языке. И не только в смысле речи.
С другой стороны, «Зеленая книга» — превосходная работа, идеальный интеллигентный крауд-плизер на важную тему. Классический Голливуд в его чистом виде, причем не имитация и не стилизация. Победа такой картины никуда не двигает ни кинематограф, ни премию «Оскар», но делает приятно толпам вечно недовольных зрителей, вздыхающих по старым добрым фильмам.
Способен ли взятый консервативный курс вернуть трансляции «Оскара» былые рейтинги? Маловероятно, ведь сама церемония была на удивление скучной, предсказуемой и аккуратной (и дело даже не в ведущем, отсутствия которого никто не заметил). Исключение составляли редкие всплески эмоций: страстная антирасистская речь режиссера Спайка Ли, получившего сценарный «Оскар» за «Черного клановца», эталонное исполнение песни «Shallow» (естественно, победившей) дуэтом Леди Гаги и Брэдли Купера, наконец, расчувствовавшаяся Оливия Колман, которая очаровательно лопотала что-то трогательное на сцене — видимо, действительно не ждала, что ее могут наградить. Гленн Клоуз с ее седьмой и опять бесплодной номинацией держала удар безупречно, улыбаясь во весь рот и аплодируя удачливой сопернице.
Как на любой «оскаровской» церемонии, были любимчики, а были и аутсайдеры. Среди последних — «Власть» Адама Маккея, удовольствовавшаяся очевидной статуэткой за грим, «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла (статуэтка за визуальные эффекты), «Черный клановец» и «Фаворитка», которой достался только приз за работу Колман, и то неожиданно для многих. Среди обласканных — не только «Зеленая книга» (также приз за роль второго плана получил Махершала Али, вторая номинация и сразу вторая награда, редкая удача) и «Рома», но также «Черная пантера» — три «технических» «Оскара» (музыка, костюмы, декорации) и, конечно, «Богемская рапсодия».
Ей, невзирая на обвинения Брайана Сингера, одного из режиссеров, в педофилии (в списки номинированных он не попал, на церемонии не присутствовал), Академия явно благоволит. Жизнеописанию Фредди Меркьюри досталось больше всего «Оскаров», целых четыре: монтаж звука, сведение звука, монтаж и лучшая актерская работа. В самом деле, Рами Малек еще точнее воплотил идеал Голливуда, чем поправившийся на 20 килограммов Кристиан Бэйл и убедительно сменивший национальность Вигго Мортенсен: не обладая разительным внешним сходством, тщательно сымитировал характер и поведение респектабельной покойной знаменитости.