«Человек-паук. Вдали от дома»: школьник-супергерой спасает Европу Увлекательный фильм-аттракцион, в котором нет ничего решительно нового
4 июля в российский прокат выходит новая история о Питере Паркере — «Человек-паук: Вдали от дома». После событий фильма «Мстители: Финал» подросток переживает кризис: он потерял своего наставника и теперь мечтает отвлечься от супергеройской жизни. Он отправляется вместе с одноклассниками в Европу, но и там для него находится работа. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как подростковая комедия помогает справиться с оставшейся после завершения саги о «Мстителях» грустью.
Можно спорить о миссии самого Питера Паркера, но миссия фильма «Человек-паук: Вдали от дома» предельно ясна: это расслабляющий детокс после тяжеловесного эпоса о «Мстителях». В прошлом году ту же функцию летом выполнил «Человек-муравей и Оса». Насекомые весело копошатся на пепелище, оставленном ушедшими титанами.
Свое относительное ничтожество по сравнению с символическим отцом, ушедшим из жизни Тони Старком, Питер Паркер (симпатичный Том Холланд — все еще самый юный из «Мстителей» и самый милый из всех Человеков-пауков за последнее двадцатилетие) переживает тяжело. На каждой стене мира — граффити с любимым Тони, и паркурщику-эскаписту Питеру нигде не укрыться от тяжелого взгляда любимого супергероя. Вероятно, поэтому он решает взять отпуск от перманентного спасения мира, вспомнив о своем хлипком инкогнито, и вместе с одноклассниками отправиться на каникулы в Старый Свет в качестве обычного школьника. Даже паучье трико Паркер оставляет дома. Его задача-минимум — ни разу за выходные не сыграть в героя. Задача-максимум — купить в Венеции красивый кулон цветного стекла и преподнести его симпатичной подружке Эм-Джей (певица Зендея, самая энергичная и самостоятельная из зазноб Спайдермена) на верхотуре Эйфелевой башни. Банально, зато эффективно.
Лишь ленивый не сравнил нового «Человека-паука» с «Евротуром», глупой и смешнейшей комедией 2004 года. В новом марвеловском хите точно так же группа американских школьников навещает самые расхожие европейские достопримечательности — Венеция, Прага, Берлин, Лондон, — попутно издеваясь над наивными учителями-кураторами и шушукаясь о своих проблемах и эротических желаниях. В качестве летней подростковой комедии фильм работает безупречно. К сожалению, не обошлось без нагрузки в виде натужных подвигов. В компании насупленного Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), для которого в новинку кураторство над бунтующим тинейджером, и нового партнера — прибывшего из параллельного измерения героя в зеленом ореоле Мистерио (Джейк Джилленхол) — Человек-паук будет сражаться с Элементалями, грандиозными и могучими, хоть явно туповатыми, олицетворениями природных стихий, которые с какого-то перепуга решили атаковать Землю.
Новая этика рецензирования требует воздерживаться от спойлеров. Послушаемся ее, мстительно заметив, что не догадаться о грядущем сюжетном твисте буквально невозможно. Однако и не погружаясь в фабульные перипетии, можно вполне корректно прокомментировать основную тему фильма. «Человек-паук: Вдали от дома» говорит о природе театральной иллюзии, в которую каждый из нас готов уверовать ради адреналина и эмоций (даже если мы знаем, что они вызваны искусственно). Не случайно же класс Паркера в Праге отправляется в оперу. Природа этого марвеловского аттракциона — сугубо оперная: рудиментарная любовная интрига утяжелена красивыми руладами спецэффектов и неправдоподобным нагромождением миражных авантюр. Говоря проще, «Человек-паук: Вдали от дома» отлично смотрится, хотя не сообщает решительно ничего нового.
Впрочем, можно усмотреть в фильме остроумный и даже едкий комментарий в адрес эстетики и идеологии Marvel. Не супергерои нужны Вселенной, чтобы защищать ее от постоянных угроз. Эти угрозы созданы энтертейнерами-бизнесменами, чтобы было чем занять супергероев — а заодно выкачать деньги из ваших карманов. С другой стороны, на что жаловаться? Как турист на обзорной экскурсии, за свои деньги ты получаешь немножко приключений, немножко любви, немножко юмора плюс щепотку подростковых комплексов, толику веры в себя и надежды на будущее. Лучшего от блокбастера ждать и не приходится.