«Форсаж: Хоббс и Шоу» Дэвида Литча: самый дурацкий и веселый боевик лета Без Вина Дизеля и погонь, но со Скалой, Стэйтемом и хорошим юмором
1 августа в российских кинотеатрах вышел боевик Дэвида Литча «Форсаж: Хоббс и Шоу». В спин-оффе франшизы со злом борются бывшие противники — американский и британский спецагенты Люк Хоббс (Дуэйн «Скала» Джонсон) и Деккард Шоу (Джейсон Стэйтем). Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как фильм обходится без Вина Дизеля и бесконечных погонь и почему издевательски глупый боевик может стать достойным августовским развлечением.
Американский спецагент Люк Хоббс встает с кровати, чистит зубы, жарит себе яичницу и отправляется на работу. Входит в какой-то злачный притон Лос-Анджелеса, раскидывает телохранителей, а потом прикручивает главного (на самом деле эпизодического) злодея к столу для татуировок и готовится его пытать — разумеется, если тот не согласится выдать заветную тайну: кто похитил вирус, способный уничтожить одним махом все человечество?
Точно в то же время британский спецагент Деккард Шоу встает с кровати, чистит зубы, жарит себе омлет и отправляется на работу. Открывает одним махом дверь какого-то закрытого клуба Лондона, разметает головорезов, а потом подвешивает главного (нет, мы его больше не увидим) негодяя над открытым окном и задает тот же вопрос: где вирус? Хоббс и Шоу уже встречались раньше и невзлюбили друг друга. Это было в «Форсаже 7» четыре года назад. И зрители полюбили их обоих, не оставив продюсерам выбора. В новом фильме неизменно остроумного Дэвида Литча («Джон Уик», «Дэдпул 2») им придется поработать вместе.
«Форсаж: Хоббс и Шоу» — восхитительно глупый боевик, идеально подходящий для ленивого августовского проката. Глупее него может быть лишь попытка всерьез критиковать неправдоподобную интригу, нагромождение трюков и инфантильное поведение двух героев-качков. Это как раз тот случай, когда чем хуже, тем забавнее, и авторы, конечно же, отнюдь не дураки. Гениальна сама идея избавить давным-давно мутировавшую франшизу «Форсаж» от того, с чего она начиналась и в чем, казалось, заключалась ее фишка: от гонок (а заодно от Вина Дизеля).
Нет, здесь тоже есть две погони, обе — очаровательно невероятные. Первая — по Лондону (кто бывал там, тот поймет, насколько вообще реалистично разогнаться в центре этого города, и подавно — кого-то преследовать); вторая — по живописным берегам Самоа, где разворачивается кульминация картины: в ней несколько старых ржавых грузовичков пытаются догнать вертолет.
Умны и двое исполнителей главных ролей. И Дуэйн «Скала» Джонсон, занявший нишу самоироничного громилы, принадлежавшую в 1980-х Арнольду Шварценеггеру, и Джейсон Стэйтем — единственный актер боевиков, создавший в наши дни собственный субжанр, — умело эксплуатируют одномерность собственного дарования, выжимая из него раз за разом новые соки, потешая и радуя аудиторию, не забывая при этом подмигивать ей: «Мы это нарочно». А уж в формате бадди-муви, то есть боевика на двоих, им и вовсе нет равных — бычья харизма Стэйтема идеально оттеняет тяжеловесное обаяние Джонсона.
При этом традиционно патриархальный жанр боевика Литч умело разбавляет женскими образами (ведь «Взрывную блондинку» снимал тоже он). Лидирует Ванесса Кирби, по сюжету сестра Шоу и зазноба Хоббса, она же — живой носитель пресловутого вируса; ее высокомерные замашки и боевые таланты и вправду очень заразительны. Мамашу родственников Шоу, вечно мотающую срок, играет с фирменной элегантностью лауреатка «Оскара» Хелен Миррен, в последние годы вообще пошедшая вразнос всем на радость. У Хоббса, к слову, тоже есть матушка — матриарх Самоа, возглавляющая банду грозных на вид, но неизменно инфантильных туземцев мужского пола. И вдобавок — девятилетняя дочка божий одуванчик, которая лучше разбирается в жестоких законах бытия, поскольку смотрела все сезоны «Игры престолов».
Фильм Литча заходит на территорию не столько «Форсажа», в который после гибели Пола Уокера прокрались трагические нотки, сколько бондианы, которую на каждом шагу самым нахальным образом пародирует. Речь даже не о постоянном присутствии, зримом и незримом, MI6 и ЦРУ и не о существовании вселенского негодяя-сверхчеловека с ницшеанскими замашками, а о том, кто его играет: разумеется, Идрис Эльба — чернокожий мрачный красавец, которого фанаты уже лет десять прочат (кажется, безнадежно) на роль нового агента 007. Его приглашение в «Хоббса и Шоу» — мастерский троллинг. Как, собственно, и персонаж разработавшего вирус ученого — профессор Андрейко (восхитительно смешной Эдди Марсан), который помогает главным героям проникнуть на секретное предприятие демонической мегакорпорации, расположенное — где же еще! — между Украиной и Россией.
Уже чисто сказочный финальный акт фильма, действие которого разворачивается, как и было сказано, на Самоа, не в шутку напоминает об условной природе жанра, не терпящего в 2019 году излишней серьезности и напыщенности. Нет, говорить о долге «настоящего мужчины» и о «корнях» можно, но тогда уж извольте скинуть современные шмотки, выбросить огнестрельное оружие и вооружиться дубинами и колотушками, по примеру прадедов. Этому глумливому совету и следует новейший «Форсаж», с облегчением забыв о высоких технологиях — в любом случае слишком опасных, чтобы человек мог с ними совладать.