«Терминатор. Темные судьбы»: посредственный боевик, который не спасли даже Линда Хэмилтон и Арнольд Шварценеггер
В прокат вышел «Терминатор: Темные судьбы» — шестая часть франшизы, на этот раз снятая Тимом Миллером («Дэдпул», «Любовь, смерть и роботы»). В ней вновь появляется Сара Коннор, которую по-прежнему играет Линда Хэмилтон, и робот Т-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему «Темные судьбы» — это самый обычный фильм, который не сравнится с первыми частями Джеймса Кэмерона и забудется после выхода из кинотеатра. Осторожно, в тексте есть небольшие спойлеры!
«Iʼll be back» — одна из главных крылатых фраз голливудского кинематографа, когда-то произнесенная убийственным Т-800 в исполнении еще молодого Арнольда Шварценеггера, оказалась пророческой. Его давили прессом, плавили в огне, но терминатор возвращался снова и снова — а за ним в залы возвращались зрители, не оставляющие мечту вновь испытать катарсис, полученный от двух фильмов Джеймса Кэмерона. Если кому-то нужно подтверждение элементарного тезиса о том, что в кино все зависит от режиссера, то это «Терминатор». С годами спецэффекты совершенствовались, бюджет рос, Шварценеггер исправно мочил врагов, но две великие первые картины не превзошел никто. Включая Тима Миллера, взявшегося за шестого «Терминатора» (продюсеры осмотрительно обошлись без цифры в заголовке, заменив ее многозначительным подзаголовком «Темные судьбы»).
Лучший рецепт здесь — не завышать ожидания. Новый «Терминатор» понравится фанатам. Не всем, конечно, фанаты — народ капризный, но очень многим. Картина вполне изысканно увязана с событиями других фильмов франшизы, вступает с ними в перекличку — иногда ироническую, почти постмодернистскую, — и при этом является прямым продолжением не «Терминатора-5» (он вышел четыре года назад с подзаголовком «Генезис»), а легендарного «Судного дня», шедевра Кэмерона 1991 года.
Как сезонный блокбастер на один раз «Темные судьбы» тоже сработает. Конечно, если вы не смотрели предыдущие серии, разобраться в хитросплетениях сюжета и параллельных временных потоках будет довольно непросто, но погони и драки, а также эпический размах эсхатологических ожиданий компенсируют путаную интригу. Обидно лишь то, что непосвященный зритель вряд ли испытает вау-эффект: он будет смотреть качественную научную фантастику, исполненную на неплохом уровне. Таких фильмов много, они выходят каждый год.
Всерьез же сравнивать шестого «Терминатора» с первым или вторым категорически не рекомендуется. Это лишь более-менее удачный пересказ их сюжета, где к новым (недостаточно ярким) персонажам добавлены узнаваемые, но явственно вошедшие в пенсионный возраст герои из тех давних серий. До маразма в духе последнего «Рэмбо» не доходит, но это и обидно: вместо guilty pleasure — «грешного удовольствия» — получилось удовольствие безгрешное и во всех отношениях посредственное.
Осторожно! Далее в тексте содержатся незначительные спойлеры к фильму «Терминатор: Темные судьбы». Если вы совсем не хотите ничего знать о сюжете, лучше посмотрите, как нейросеть превратила Арнольда Шварценеггера в Сильвестра Сталлоне.
По сюжету на современную Землю из далекого антиутопического будущего вновь прибывают двое обнаженных суперлюдей: терминатор, которому поручено уничтожить будущего мессию, и защитник этого мессии. Как и в двух фильмах Кэмерона, люди (и наиболее наивные зрители в том числе) поначалу будут склонны путать хорошего гостя из будущего с плохим, но быстро сориентируются. После чего начнется вечная игра в кошки-мышки, где эффектные схватки безжалостных киборгов с отчаянными людьми будут перемежаться тоскливыми диалогами о горькой участи человечества. В общем, ничего толком не меняется, кроме конъюнктуры: теперь защищать от посягательств синтетического киллера нужно будет не белую женщину Сару, а мексиканку Дани (колумбийка Наталия Рейес, по преимуществу известная на родине по сериальной продукции), а самыми жестокими и боевитыми тремя персонажами окажутся женщины — к Дани добавятся смертоносная Грейс (Маккензи Дэвис) и закаленная годами ненависти Сара Коннор (все та же Линда Хэмилтон). Неубиваемую патриархальную идею с переменным успехом будет олицетворять техасский актер мексиканского происхождения Габриель Луна.
Разумеется, главным аттракционом — но опять же только для опытных зрителей, новички рискуют вовсе не понять юмора — становится именно возвращение Сары-Линды и отчасти Арнольда Шварценеггера в роли старого доброго Т-800, на этот раз буквально старого (он так давно среди людей, что потолстел и зарос седой бородой) и доброго (живет платоническим браком с женщиной, спасенной от абьюзивного брака, и растит ее сына). Оба хороши, хотя Сара по-прежнему слишком серьезна. Зато Шварценеггер отрывается вовсю: он не только напялил клетчатую рубашку, но и научился торговать шторами, которые сам шьет. Смотреть на него и слышать его голос — сплошное удовольствие.
Не углубляясь в детали сюжета — разумеется, предсказуемого более чем полностью, — с грустью можно констатировать: хоть авторы шестого «Терминатора» и планировали переплюнуть три предыдущих главы, это у них не получилось. Среди «Терминаторов», снятых не Кэмероном, нет ни одного совсем уж стыдного, но и выдающихся картин не было. Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер не завалил задание, но в чем его реальные конкурентные преимущества перед Джонатаном Мостоу, МакДжи и Аланом Тейлором (это они трижды реанимировали франшизу), тоже непонятно. Что до самого Кэмерона, который выступил здесь как продюсер и один из семерых — это всегда плохой знак — авторов сценария, то о нем определенно можно сказать одно: он обладает уникальным умением снимать сиквелы, не уступающие оригиналу (вспомните «Терминатора-2» и «Чужих»), но не может передавать его по наследству своим подопечным. Поэтому постараемся получить максимум удовольствия от шестого «Терминатора», благополучно выбросим его из головы и продолжим ждать второго «Аватара».