Skip to main content
  • Share to or
истории

Сражение с выпавшей эпохой Noize MC поет Мандельштама в шаманском танце. Премьера клипа на «Медузе»

Источник: Meduza

Российский музыкант Иван Алексеев (Noize MC) выпустил клип на песню «За гремучую доблесть грядущих веков…» по одноименному стихотворению Осипа Мандельштама. Это видеоработа из трибьюта «Сохрани мою речь навсегда», вышедшего в январе к 130-летию со дня рождения поэта. Свежие клипы на каждый трек из него появляются еженедельно на сайте om130.ru. Как считает продюсер проекта Рома Либеров, композиция Noize MC стала главным политическим треком всего альбома. «Медуза» представляет премьеру клипа «За гремучую доблесть грядущих веков…» с комментариями Ивана Алексеева и Ромы Либерова.

Noize MC
Григорий Шелухин

Иван Алексеев (Noize MC)

Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» написано Осипом Мандельштамом в 1931 году и является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла. Для поэта это — качественно новый этап: удивляет здесь и система образов, навеянная русскими каторжными песнями, и вовсе не характерный для более ранних стихов гражданский пафос — открытый вызов духу нарождающегося времени. 1931 — первый год нового десятилетия — начинает оформление сталинского социализма, а никакого другого и не было: он, хоть и смягчаемый, так и длился до перестройки Горбачева. «Год великого перелома», 1929-й, окончательно свернул НЭП («полукапитализм» новой экономической политики). Начались индустриализация в городах и коллективизация в деревне. Тогда же, с 50-летия Сталина (21.12.1929) начинается культ личности правителя, режим становится вождистским. 1931 — разгар первой пятилетки, создания новых, уже полностью советских, страны и человека. Мир не знает слова «тоталитаризм», еще никогда в истории власть не контролировала всю жизнь. А СССР отменяет и дух — религию, и материю — частную собственность. Это чувствует — может быть, острее всех — Мандельштам.

В ходе первого ареста, всю ночь с 13 на 14 мая 1934 года, чекисты будут методично перерывать все рукописи, книги и ящики в его квартире, ища именно эти поздние стихи — в первую очередь, конечно, эпиграмму на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…» В 31-м этот роковой для Осипа Эмильевича текст еще не написан, однако курс уже явно взят и осознан с появлением «Волка», как называла это стихотворение жена поэта. Оно выражает стоический выбор автора — остаться человеком в нечеловеческих условиях, пусть даже ценой лишения жизни.

Мандельштам не записывал стихов в процессе их создания, он, что называется, «работал с голоса» — и это очень чувствуется в фонетике, в том как он обращается с размерами. Я постарался представить, какую мелодию таят в себе эти слова сами по себе, и подчеркнуть инструменталом образный ряд стихотворения: сибирские степи, Енисей, песцы, сосны, звездное небо — что-то такое строгое, мистическое, северное и шаманское.

«Век-волкодав» сегодня, 90 лет спустя, слушается до жути современно: в окружающей действительности хватает и «хлипкой грязцы», и «кровавых костей в колесе», да и «чаши на пире отцов» лишиться несложно, поведя за столом разговор «не в ту сторону». В общем, как там у Веры Полозковой: «судя по тому, как нас вертухаи обходят хмуро, и на звук подаются, дрогнув, — скоро снова грянет большая литература и кинематограф». Спев в необычной для себя манере, я постарался и в визуальном плане сделать что-то, что никогда раньше не пробовал — получился такой вот угловатый странный танец. Мне кажется, в этом что-то есть. А вам?

Рома Либеров

Вообще, с Вани все началось — в нескольких смыслах: он написал заглавную композицию к моей киноработе «Сохрани мою речь навсегда» семь лет назад, выдающийся трек — это раз. Ваня стал первым, к кому я обратился, начиная работу над музыкальным альбомом, от него буквально зависело мое решение продолжать — это два. Затем появилась композиция «Век-волкодав», где артист Noize MC преодолел собственное притяжение — и возник шаманский напев, сибирский плач. А теперь выходит наш клип — строгий, сдержанный, лаконичный и страшный. Хореограф Костя Мишин придумал танец, который несколько дней усердно репетировали. Шуба — важное для Мандельштама слово и предмет — вполне себе «воронья». Факелы возникли в стремлении отпугнуть жестокое, волчье время. Оператор Рома Сивожелезов — мой друг и оператор не только наших фильмов, но всех других съемок. Леня Алексеев снял для Noize MC два звучных клипа. Одним словом, с этой командой — в любое дело: даже такое опасное, как сражение с выпавшей эпохой.

  • Share to or