Skip to main content
  • Share to or
В главном храме Вооруженных сил РФ в Кубинке
истории

«Позиция РПЦ — извращение идеи христианства» «Медуза» поговорила со священнослужителем Григорием Михновым-Вайтенко, который с начала войны помогает украинским беженцам

Источник: Meduza
В главном храме Вооруженных сил РФ в Кубинке
В главном храме Вооруженных сил РФ в Кубинке
Сергей Карпухин / ТАСС

Григорий Михнов-Вайтенко — сын поэта Александра Галича, правозащитник и священнослужитель, бывший священник Русской православной церкви. В 2014 году он в своей проповеди отлучил от святого причастия всех, «кто по своей воле взял в руки оружие для участия в братоубийственной войне с Украиной». В том же году он подал прошение о выводе за штат РПЦ. Михнов-Вайтенко протестовал против уголовного наказания за оскорбление чувств верующих и высказывался против запрета в России «Свидетелей Иеговы». Сейчас Михнов-Вайтенко — архиепископ Варяжский Апостольской православной церкви, созданной при участии священника и диссидента Глеба Якунина. После начала войны Григорий и его единомышленники из Санкт-Петербурга активно помогают украинцам, оказавшимся в России. Архиепископ Варяжский рассказал «Медузе» о своей деятельности и роли церкви в преодолении последствий войны.

Я в эту историю вляпался сильно раньше многих. В 2013 году, когда начался Майдан, я был священником, служил в Старой Руссе (город в Новгородской области, — прим. «Медузы»). Многие радовались за украинцев, а мне казалось, что это добром не кончится. Я считал, что главное — умиротворение. Потому и вышел из РПЦ год спустя, что она этим не занималась, скорее наоборот. Церковь — общественная организация, в которую входят люди по обе стороны границы и которая может вести диалог со всеми, содействуя бескровному решению проблем.

А проблемы, очевидно, были. За полгода до противостояния в Киеве я посетил архивы в Донецке, откуда у меня бабушка по материнской линии, и в Днепропетровске, откуда мой отец. Уже тогда я видел серьезные противоречия между частями Украины. Нужна была переговорная площадка, чтобы не дошло до вооруженного конфликта.

И сейчас мое мнение прежнее: поиск выхода возможен. Но античеловеческая и антихристианская политика, которую все эти годы вело российское государство, сублимировалась в крайнюю форму прямой агрессии против государства Украина. Она проблемы не решает, только рождает новые — новую ненависть, новые счеты. Война — абсолютный кошмар, она бьет по всем. А РПЦ не просто не содействовала примирению. Она работала на эскалацию, вбивая клин между верующими. Абсолютно политические цели, которые облекали в якобы благочестивую формулировку. Надо было заниматься людьми.

Если украинское общество хочет самостоятельности, [служителям РПЦ] следовало первыми предложить автокефальность украинской церкви. Вместо этого патриарх Кирилл отрицает субъектность украинского народа. Это, мягко говоря, недальновидные имперские замашки, которые в XXI веке смотрятся диковато. Почему мы признаем автокефальность польской, финской церкви? Это бывшие территории империи. Чем же от них отличается Украина? Позиция РПЦ — извращение идеи христианства, концепта православной церкви. Это очень опасная игра, которая ведет к катастрофе. Мне повезло, что я в 2014 году это понял. До многих дошло только сейчас, зато по самое горлышко. Беда пришла в наш дом.

Что происходит в РПЦ на фоне войны

«В мировом православии грядут тектонические сдвиги» «Имперский поворот» патриарха Кирилла и его проповеди об Украине раскалывают РПЦ. А дальше будет только хуже

Что происходит в РПЦ на фоне войны

«В мировом православии грядут тектонические сдвиги» «Имперский поворот» патриарха Кирилла и его проповеди об Украине раскалывают РПЦ. А дальше будет только хуже

Сейчас модно спрашивать, где вы были восемь лет. До 24 февраля я много занимался тюремным служением, в том числе с украинскими военнопленными — я их называю именно так. Олег Сенцов, Володя Балух, Саша Шумков. Володя — человек очень религиозный, молитвенный. В Украине другое отношение к религии. Там почти каждый знает, что Бог есть, а какая церковь — это следующий вопрос. Им тяжело было общаться со священниками РПЦ, и они просили меня. Просто помолиться вместе.

Во время войны нечестно делить людей на левых, правых. Только на политиков, отдающих приказы, и всех остальных. Плохо мирным людям, попадающим в этот замес. Плохо военным, потому что они убивают — и это вредит душе. Их гибель вредит родным и близким. Хорошо лишь политикам: они решают свои задачи, которые не решили дипломаты. Я против политиков и за людей.

Помогать покинуть Россию мы начали не с беженцев. Двадцать четвертого февраля в стране находились сотни тысяч граждан Украины, которые здесь работали, учились, женились. На заседании Правозащитного совета Санкт-Петербурга я предложил — и коллеги поддержали — создание горячей линии для них. В первую неделю к нам обратилось более сотни человек. Основным вопросом было — как уехать из России? К примеру, одна женщина лечила тут сына от рака. И застряла. Мы собрали деньги, помогли. Потом в Ленинградскую область, под Тихвин, пришел поезд с беженцами. Неравнодушные люди друг друга знают — и включились в работу.

Meduza has been blocked in Russia. We were ready for this and our work continues, no matter what, but we need your support like never before.

We need it now. Tomorrow could be too late. We are an independent publication, and we work only in the interests of our readers. Many of our readers in Russia can no longer contribute, so we turn to you, our audience around the world.

Потребности у беженцев разные. Давать им оценки мы не имеем права, наше дело — помогать. Кто-то был вывезен в другой город, но хочет в Петербург, кто-то собирается в Европу или Беларусь, кто-то просит об одном: верните меня домой. Одна пожилая дама пешком готова идти назад, в Мариуполь. Только об этом и говорит, хотя ее дом уничтожен, документы пропали, возвращаться некуда. В момент опасности, под бомбежками, человек зачастую действует механически. А потом, в покое, возникает принятие или неприятие. Она 70 с лишним лет прожила в Мариуполе и не может представить, что вся ее жизнь рухнула.

Многие мариупольцы не выбирали Россию, просто у них не было выхода. Организованно и относительно безопасно покинуть город можно было только в сторону Донецка. Сейчас мы занимаемся семьей с двумя детсадовскими и одним грудным ребенком. Будут они рисковать? Нет, они отправятся туда, где безопаснее.

Петербург оказался на маршрутах людей с разными проблемами. Через него выезжают в страны Европы — Финляндию, Эстонию. Кто-то просто хочет здесь жить. Как бывший москвич я их понимаю. Петербург, в отличие от Москвы, резиновый, тут всем рады.

Некоторые граждане Украины, оказавшиеся в Тихвине, говорят, что никуда оттуда не поедут. Здесь не бомбят — уже хорошо. Говорят по-русски — хорошо вдвойне. Как-нибудь устроимся. Спасшиеся от войны — не эмигранты, они не выбирают хорошую жизнь. Беженец прежде всего ищет безопасное место, и языковая среда тут — важный фактор. Но все зависит от того, как региональная власть включится в их социальную адаптацию. Найдут ли работу и жилье? Дадут ли социальные льготы? Если это сделают, люди останутся, а если как всегда, они подождут и скажут: зачем мы сидим?

Администрация Ленинградской области старается, но для нее это неожиданная нагрузка. Не было готовых квартир, пенсий, мест в школах. Чиновники делают что могут. Мешать не мешают совсем. Если вынести за скобки 24 февраля, государство очень даже хорошо помогает. В практических целях такой вынос [за скобки] возможен, хотя в плане этики он получается с трудом. Правозащитный совет Санкт-Петербурга вовлечен целиком и полностью. А Совет по правам человека при президенте очень задумчивый стал, очень консультативный. Из важного они сделали листовку с инструкцией для беженцев. Полезный дидактический материал, особенно для тех, кто решил остаться в России.

Подробнее о беженцах из Украины

Многие жители Украины вынуждены эвакуироваться в Европу через ДНР и Россию. Им приходится проходить «фильтрацию» и сниматься в пропагандистских видео

Подробнее о беженцах из Украины

Многие жители Украины вынуждены эвакуироваться в Европу через ДНР и Россию. Им приходится проходить «фильтрацию» и сниматься в пропагандистских видео

В нашем волонтерском чате около четырех тысяч человек. Активно помогающих — несколько сотен. Собирают вещи, отвозят, привозят… Волонтерское движение не имеет структуры — и потому очень эффективно. Никаких штабов, поручений. Есть украинец на вокзале и свободный волонтер. Координатор их быстро свел — и они поехали в Ивангород, на границу с Эстонией. В более сложных случаях — утерянные документы, срочная госпитализация — не обойтись без государственных структур. Таких людей мы берем под крыло правозащитного совета. Если едет семья с особенными потребностями — дети, звери, — мы их заранее связываем с эстонской или финской стороной. Счет покинувших Россию через нас идет на сотни.

Если смотреть на два шага вперед, я надеюсь, что война закончится. Тогда беженцев будут ждать в Украине, и большая часть захочет вернуться домой. Десять тысяч рублей от государства — хорошо, но мало (в России прибывшим с территории Украины предусмотрена разовая материальная помощь в размере 10 тысяч рублей, прим. «Медузы»). Будут ли им оплачивать обратные билеты? Сомневаюсь. Внутренне я готовлюсь, что и здесь мы должны будем помогать.

Беседовал Владимир Севриновский

  • Share to or