Skip to main content
  • Share to or
истории

В России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино — чтобы показывать голливудские премьеры Ничего хорошего из этого, кажется, не выйдет

Источник: Meduza
Владимир Смирнов / ТАСС

Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения, так как крупнейшие голливудские студии отказались показывать в России свои блокбастеры. И хотя в самом начале войны прокатчики планировали делать ставку на индийское и латиноамериканское кино, судя по всему, без Голливуда посещаемость кинозалов все равно будет падать. Теперь в индустрии активно обсуждают возможность «параллельного импорта» зарубежных фильмов, «принудительного лицензирования» контента и «бездоговорного использования прав» на новинки. Некоторые кинотеатры уже показали «Бэтмена» (пока еще законно) и демонстрируют другие голливудские премьеры вроде сиквелов «Топ Гана» и «Доктора Стрэнджа» (уже незаконно). Разбираемся, стоит ли ждать полноценного возвращения блокбастеров на большие экраны — и как это может ухудшить положение стримингов и качество изображения в кино.

Что такое «принудительное лицензирование»?

В апреле российские власти начали готовить законопроект о «принудительном лицензировании», которое позволит легализовать фильмы, сериалы и музыку из «недружественных» стран. Если их правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора по основаниям, не связанным с нарушением контракта (например, ушел из страны после начала войны), российский лицензиат может потребовать через суд получения «принудительной лицензии» на контент партнера. Деньги за показ фильма в случае «принудительного лицензирования» должны в теории перечисляться правообладателю на рублевый счет — в соответствии с указом президента России от 27 мая.

Таким образом кинотеатры теоретически смогут показывать фильмы студий-мейджоров Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount, которые приостановили свою деятельность в России после начала вторжения в Украину. С февраля их новинки не могут выходить в кинотеатрах на легальных основаниях и не появляются на отечественных стриминг-сервисах. 

При этом предполагается, что кинотеатры должны сами добывать копии фильмов, на которые получена принудительная лицензия: от «экранок» из интернета до каким-то образом полученных DCP.

Что об этом думают в киноиндустрии? 

«Сейчас „принудительное лицензирование“ в той форме, в которой оно прописано в законодательстве РФ, — это очень долгая и сложная процедура, которая занимает от полугода до года по каждому фильму, — объясняет „Медузе“ Роман Исаев, глава российского представительства корпорации Comscore и член совета Ассоциации владельцев кинотеатров. — А через полгода после западного релиза фильм, естественно, уже не актуален».

Ассоциация сейчас обсуждает с законодательными властями альтернативный вариант — «бездоговорное» использование фильмов тех компаний, которые приостановили свою деятельность на территории России. Это может сработать, уточняет Исаев, только если государство пойдет на изменение законодательства и декриминализирует некоторые статьи Уголовного и Административного кодексов, а также поменяет процедуру выдачи прокатных удостоверений, которые на государственном уровне контролируют выходящий на экраны контент.

В разговоре с «Медузой» Исаев отметил, что в Госдуме эти вопросы — о декриминализации статьи 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), а также возможности показа фильмов без прокатного удостоверения — пока не обсудили. «Минкульт по данному вопросу позиции не имеет и никак кинотеатрам не помогает. Такое ощущение, что кинотеатры ему абсолютно не нужны. Все решения на государственном уровне сдвинуты ориентировочно на сентябрь, а кинотеатры до сентября не доживут», — считает эксперт.

По мнению Исаева, многие из них, включая крупнейшие сети, вот-вот начнут показ контента, который официально на территории России не выпускается. Но стоит помнить, уточняет Исаев, что у крупнейших сетей на рынке юридические, политические и имиджевые риски гораздо больше, чем у независимых кинотеатров. Поэтому они очень осторожно относятся к идеям «принудительного лицензирования» и «бездоговорного показа». 

Исаев также отметил, что в индустрии обсуждается создание аккредитованной государственной компании, у которой будет лицензия на работу с контентом из «недружественных» стран: «Такая организация могла бы сама себя наделять правами на фильмы и передавать их по договору кинотеатрам, которые бы в таком случае были более чисты с юридической точки зрения. Эта организация тогда бы занималась и дубляжом, и выпуском фильмов, и их рекламной кампанией. Большой вопрос, будет ли такая организация в итоге создана». 

Управляющий директор сети кинотеатров «Синема стар» Карина Агаджанова видит в «принудительных» лицензиях «временную меру», которая будет «очень полезна». Без голливудских фильмов, по ее словам, через несколько месяцев кинотеатры начнут массово закрываться. 

Если кинотеатры выступают за «принудительные» лицензии, то стриминговые сервисы — против. «У них бизнес строится по другим алгоритмам. Они приобретают права на несколько лет [и несколько лет получают благодаря этому новых зрителей], тогда как в кинотеатрах основной прокат длится, как правило, две недели», — поясняет Роман Исаев.

Эксперт считает, что пока стриминговые сервисы будут наблюдать за ситуацией с офлайн-кинотеатрами и делать свои выводы: «С чисто технической точки зрения им легче, чем кинотеатрам, потому что им не нужны ключи доступа и DCP».

В свою очередь гендиректор онлайн-кинотеатра Kion Игорь Мишин назвал принудительные лицензии «диверсией и катастрофой». По его словам, в случае их использования кино появится у пиратов. Он уверен, что если везде появится «топовый голливудский контент», то развитие российского кинопроизводства потеряет смысл, а кинобизнес перестанет развиваться из-за пиратства. 

Директор по контентной политике «Ростелекома» (онлайн-сервис Wink) Александр Косарим также выступил против «принудительных» лицензий, но отметил, что действующие контракты на архивные релизы, которые уже были доступны на российских сервисах до ухода студий с российского рынка, начнут массово заканчиваться к концу года и их просто нечем будет заменить. 

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин согласился, что онлайн-кинотеатры не рассматривают как реальную опцию использование «принудительной лицензии». «Если иностранный правообладатель сочтет, что использование их контента является пиратством, то у него есть все рычаги и возможности для блокировки наших приложений и систем», — заявил Бырдин. По его словам, для онлайн-кинотеатров это означает откат на 10 лет назад. 

Как умирают российские кинотеатры

Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения — проблемы даже с сырьем для попкорна Как изменится репертуар? И что об этом говорят власти?

Как умирают российские кинотеатры

Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения — проблемы даже с сырьем для попкорна Как изменится репертуар? И что об этом говорят власти?

«Принудительные лицензии» уже действуют? 

Пока нет, однако некоторые кинотеатры уже взламывают ключи для показа голливудских новинок без разрешения студий. Но пока таких случаев в масштабах страны немного. Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков в комментарии отраслевому изданию «Бюллетень кинопрокатчика» заявил, что в начале июня нелегальные копии фильмов показывали в 127 кинотеатрах по всей России. Известно, что в петербургском кинотеатре «Великан парк» состоялась премьера голливудского блокбастера с Томом Крузом «Топ Ган: Мэверик», а в Томске — сиквела «Доктора Стрэнджа». В кинотеатрах сообщали, что сеансы организует сторонний арендатор (при этом билеты можно было купить только в кассах). Воронков в своем комментарии БК отметил, что «волна несанкционированного показа копий фильмов развивается по экспоненте и будет только расти» и что это вызвано «не желанием заработать, а стремлением выжить». 

Стоит отметить, что в этих случаях кинотеатры показывают фильмы уже после премьеры на стримингах в других странах (и, вероятно, показывают эти версии на большом экране). Это означает не только низкое качество проекции во время сеанса, но и, как следствие, низкий зрительский интерес: после пиратских релизов у зрителей просто меньше стимулов смотреть фильмы в кино. Кроме того, эти «нелегальные» премьеры в кинотеатрах остаются без рекламы и информационной поддержки, которыми занимались российские представительства студий-мейджоров.

16 июня в некоторых российских кинотеатрах начали показывать и «Бэтмена», российскую премьеру которого Warner Bros. отменили после начала войны в Украине. В феврале многие кинотеатры якобы успели получить дублированную копию фильма на DCP, а фильм получил прокатное удостоверение. Таким образом, сеанс был законным, хотя крупнейшие российские киносети («Формула кино / Синема парк» и «Каро») все равно на это не пошли. Показы при этом состоялись в соответствии с новым методом расчета с правообладателем через специальный рублевый счет.

У других голливудских новинок аналогичных лицензионных договоренностей не было. «Бэтмен» вышел в России на 182 копиях и за первые четыре недели проката заработал 33 миллиона рублей. В 2019 году «Джокер», стартовавший в 1572 залах, за аналогичный период принес 1,3 миллиарда рублей.

По мнению Романа Исаева, цифры «Бэтмена» показали, что российская аудитория скучает по крупному голливудскому кино:

Прокат не был сильно широким, но цифры падения от недели к неделе показывают, что аудитория сохраняет интерес. Понятно, что по сравнению с предыдущими голливудскими релизами «Бэтмен» собрал совершенно смешные деньги. Новые нестандартные схемы показа могут приносить порядка 20% от суммы, которая бы была при нормальном стандартном выпуске. В случае с «Бэтменом» это не более 10%. Без масштабной рекламной кампании и международной даты старта проката на возвращение прежних цифр сборов надеяться не приходится. 

Антон Долин — о будущем кинопроката

Российские кинотеатры скоро останутся один на один с российским кинопродуктом Антон Долин — о будущем проката, которое изменилось навсегда

Антон Долин — о будущем кинопроката

Российские кинотеатры скоро останутся один на один с российским кинопродуктом Антон Долин — о будущем проката, которое изменилось навсегда

Михаил Кабо

  • Share to or