В музыке группы Yves Tumor есть все — от глэм-рока и отсылок к фильмам Кроненберга до размышлений о войне и депрессии А ее лидер Шон Боуи любит менять образы так же, как и его великий однофамилец
В марте вышел новый альбом американской группы Yves Tumor с громоздким названием «Praise a Lord Who Chews but Which Does Not Consume; (Or Simply, Hot Between Worlds)». Это одна из самых интересных и изобретательных записей 2023 года. «Медуза» рассказывает, почему этот альбом стоит послушать, — а также о музыканте, который его записал.
«Я говорю с тобой, потому что мне кажется, я очень редко ошибаюсь насчет того, какой человек может стать великим. Я правда думаю, что у тебя этот потенциал есть», — признается Кортни Лав в разговоре с Ив Тьюмор для журнала Interview. Ив — небинарная персона (поэтому, описывая музыканта, мы используем местоимение «они»). А в последние несколько лет Yves Tumor — это еще и полноценная группа — но, пожалуй, только в том смысле, в котором себя называет коллективом «Zемфира»: Тьюмор контролируют все процессы от и до, и пока музыканты не сыграют все так, как должно быть, дубли записывают снова и снова.
Поп-коллективом Yves Tumor назвать сложно, хотя музыкант активно сотрудничает с такими звездами, как Joji и Willow (она же Уиллоу Смит). Критики постоянно превозносят альбомы группы; последние два попали в британские чарты (пусть и не на первые строчки). Еще один показатель большого успеха: в 2022 году команда играла на разогреве британского тура Nine Inch Nails.
Тьюмор практически не дают интервью, поскольку «музыка должна говорить сама за себя». И хотя новый альбом «Praise a Lord Who Chews but Which Does Not Consume; (Or Simply, Hot Between Worlds)» как раз такой случай, кое-что узнать из редких бесед исполнителя с журналистами все-таки можно.
Несмотря на попытки музыканта скрыть свою личность, известно, что настоящее имя Тьюмор — Шон Боуи (псевдоним появился 10 лет назад), а родной город Боуи — Майами. Говорят, что сейчас Тьюмор живут в итальянском Турине; правда это или нет, не известно никому, кроме близких музыканта. Звучит как ходячая загадка, но для Тьюмор это в первую очередь способ сохранить личные границы. Характерная цитата из интервью к прошлому альбому: «Я не стараюсь нарочно напустить тайны — я просто чрезвычайно скрытная персона. Я ценю свою личную жизнь — и держусь за то ее небольшое количество, что у меня осталось».
Ив Тьюмор до Yves Tumor
Через музыкальную биографию Ив вырисовывается крайне интересная траектория — поэтому вникать в их личную жизнь действительно необязательно. Отец был поклонником лейбла Motown и подарил Боуи бас-гитару, когда им было 17 лет. Разучивание партий Хендрикса, Led Zeppelin и Nirvana привело к плохим оценкам в школе; инструмент отобрали, а Боуи пришлось учиться играть на компьютерных клавишных. Свой дебютный альбом они записали в классическом приложении для Mac — Garage Band. Первые пластинки Боуи под именем Teams привлекли внимание музыкальных блогеров и любителей всего модного: звук хорошо встраивался в сцену американского Юга, к которой можно отнести музыкантов Washed Out и Toro Y Moi.
От них Teams отличало куда большее желание сделать звук не всегда приятным, но интересным для слушателя, а также мастерский подход к препарированию семплов, роднивший их с хип-хоп-битмейкерами нулевых вроде Мэдлиба или Джей Диллы. Изредка в ранней музыке Боуи можно услышать гитару, но чаще это была электроника с многочисленными заимствованиями — от арабского пения до мелодий из малоизвестных телепередач. Тогда же случилась первая важная совместная работа — дуэт Боуи и видной фигуры американского андеграунда 2010-х Джеймса Ферраро Bodyguard (впрочем, часто их коллаборации записывают в дискографию одного лишь Ферраро). Это была ориентированная на хип-хоп и R&B музыка, которую при этом нельзя назвать доступной — из-за помех и фильтров.
Совместная работа очень важна для Боуи. Это касается не только музыки, но и вообще всего: стиля, видео, обложек. «Когда дело касается музыки, к ней иногда подходишь довольно агрессивно, порой слишком серьезно. Если у другого человека нет такой же вовлеченности, ничего не получается», — объясняет музыкант.
К счастью, получается у многих: хотя большинство тех, кто участвовал в записи последнего альбома Yves Tumor, не особо известны, среди них есть интересные новички и старые знакомые Тьюмор. К первым относится исполнительница Kidä, чей голос можно услышать в одной из лучших песен альбома, «Lovely Sewer». А над треком «In Spite of War» работала вокалистка калифорнийской группы Light Asylum, которую критики заметили в то же время, что и Teams.
Движение в сторону поп-музыки
Американская андеграундная сцена начала 2010-х оказалась яркой, но мало кто тогда представлял, что многим ее представителям удастся уйти в поп-музыку. Сейчас бывшая вокалистка группы Chairlift Кэролайн Полачек выступает на одной сцене с Дуа Липой и выпускает превосходный поп-альбом «Desire, I Want to Turn Into You». А экспериментатор Дэниэл Лопатин, известный как Oneohtrix Point Never, продюсирует The Weeknd и пишет музыку для фильмов.
В этом разрезе успех Yves Tumor довольно закономерен: дискография доказывает, что музыкант решил двигаться от андеграунда в сторону доступной, но все еще экспериментальной поп-музыки.
Первый альбом — практически бессловесный «When Man Fails You» — стал попыткой применить опыт Teams к чему-то более сложному. Местами он даже уходит в сторону академической музыки (хотя на пластинке нашлось место и для ремикса на «Slow» Кайли Миноуг). Во втором — «Serpent Music» — к такой музыке добавились слова. И хотя их почти не было слышно (в том числе из-за неуверенности Тьюмор в своем вокале), в треках уже чувствовался песенный потенциал — окончательно раскрывшийся после перехода музыканта на лейбл Warp, известный в первую очередь благодаря Aphex Twin, Autechre и Boards of Canada. Вышедший на нем третий альбом — «Safe in the Hands of Love» — открывает своеобразную трилогию, о которой компания, занимающаяся его менеджментом, заговорщически говорит как о «раннем этапе» карьеры Тьюмор.
Вместе с Yves Tumor над шумными, авангардными и притягательными песнями для «Safe in the Hands of Love» работали и другие музыканты: Croatian Amor, Puce Mary и James K. Половина альбома — понятная музыка, рассказывающая о депрессии, ПТСР, потере и о том, как выжить в современном мире.
Следующий альбом — «Heaven to a Tortured Mind» — Тьюмор близок по духу к психоделическому року, но и тут не обошлось без семплов. Можно сказать, в каком-то смысле пластинка отвечала на вопрос: «Есть ли у моего лейбла деньги на очистку прав на семплы?» (Да, есть.) Помимо отсылок к корейской рок-музыке, в альбоме можно было услышать отголоски Uriah Heep и сольного Джимми Пейджа (одного из лидеров Led Zeppelin) — заимствования в музыке Yves Tumor можно считать скорее данью уважения и разговором об источниках влияния. Случайностей в этом выборе нет.
Рок против тишины
В пятом альбоме «Hot Between Worlds» тоже, кажется, нет ничего случайного — выверенный по темпу и драматургии треклист, подробные тексты песен, слегка шероховатый звук, в котором любой шорох — на своем месте (тишину Тьюмор считают стерильным, а значит, лишенным интереса звуком). Пластинка объясняет, как в 2023 году может существовать гитарная музыка, претендующая на доступность и не привязанная к субкультурам. Например, так: можно черпать вдохновение в классике жанра, не останавливаться на чем-то одном и стараться выходить за рамки стереотипов.
За вдохновение в «Hot Between Worlds» отвечают семплы, которые — как всегда у Yves Tumor — не ограничиваются англоязычной музыкой. Так, в сингле «Heaven Surrounds Us Like a Hood» можно найти заимствования сразу из двух песен замбийского рока, «Love And Freedom» Кита Млевху и «Strange Dream» группы W.I.T.C.H. В другом сингле — «Echolalia» — бас взят из песни «Lobotomy» итальянской группы Neon.
Семплы в рок-среде до сих пор принято рассматривать как воровство или неумение придумать что-то свое — у Yves Tumor, что очевидно, принципиально другая точка зрения и стратегия работы. Семплы, по мнению музыканта, обогащают придуманный самостоятельно материал и делают его интереснее. И это вовсе не про радость узнавания, на которую рассчитывают создатели популярных каверов на хиты 1990-х. Это про то, что музыка Yves Tumor не существует в вакууме — она обращается к десятилетиям истории рок-музыки и находится в постоянном диалоге с ней. Некоторые отсылки настолько тонкие, что непонятно, есть ли они на самом деле: девичьи выкрики «be aggressive» в «Operator» — это отсылка к одноименной песне Faith No More, «Be Obscene» Мэрилина Мэнсона или просто старая чирлидерская кричалка? Ответ Тьюмор был бы таким: а что, если и то и другое?
Примерно с такой же гибкостью они относятся и к жанровым рамкам. Безусловно, лучше всего в «Hot Between Worlds» ощущается влияние постпанка 1980-х и хард-рока — но заканчивается альбом двумя нетипичными треками. Первый — «Purified by the Fire», практически хип-хоповая композиция, в которой Тьюмор в привычной для себя манере препарируют соул-песню «I Donʼt Wanna Cry» группы «The After Hours». Второй — «Ebony Eye» — куда ближе к оркестровому попу, в котором есть что-то от аранжировок поп-музыки 1960-х и классических саундтреков.
Но главное, что объединяет все песни с «Hot Between Worlds», — запоминающийся, выведенный на первый план бас, инструмент, с которого началась музыка Шона Боуи.
Новый Боуи и старый декаданс
По поводу фамилии Боуи открыто иронизируют: несколько лет назад на концертах они выступали в образе, близком к тому, что был у однофамильца времен альбома «Aladdin Sane» (1973): яркие оранжевые волосы, белая унисекс-одежда, обувь на каблуках. Это обращение к стилю Дэвида Боуи не случайно еще и потому, что Тьюмор — тоже образ, нарочито гиперболизированный, театральный. Тьюмор не рок-звезда, а игра в идею о рок-звезде. К счастью, к этому прилагаются настолько хорошие песни, что рок-звездой Тьюмор становятся уже взаправду.
Все эти идеи роднят Yves Tumor и творчество группы с глэмом — зонтичным термином, под которым в 1970-е можно было найти самую разную музыку, от Roxy Music и Дэвида Боуи до Slade и Элиса Купера. Термин не очень прижился в родной для Тьюмор Америке — там глэм-роком предпочитали называть подвид хард-рока, и долгое время это была сугубо британская история. Идеологически и географически Тьюмор ближе всего к другим американцам, Sparks — умной и эрудированной группе, которая смогла преобразовать эти качества в чуткую к мелодиям и экспериментам музыку.
Глэм был в том числе реакцией на протест хиппи и войны конца 1960-х — едкой иронией и декадентским комментарием к происходящему. Не удивительно, что критики — например, Саймон Рейнольдс — отмечают любовь к глэм-эстетике у Канье Уэста и Леди Гаги: на пике карьеры оба размышляли в своей музыке о последствиях мирового финансового кризиса 2008 года.
В мире вокруг Ив Тьюмор, очевидно, тоже происходит достаточно событий, на которые можно отреагировать. И если в «Safe in the Hands of Love» этот посыл был прямолинейным, то в новом альбоме музыкант скорее говорит метафорами. Тема большинства песен — отношения между людьми, часто неправильные и даже токсичные. Однако Тьюмор не дают никаких жестких оценок — они будто вспоминают о чем-то давнем, что время успело залечить. В альбоме звучит и слово «война», но воспринимать его стоит скорее как синоним «ссоры».
Радость для обреченных
Тьюмор находят вдохновение в поп-культуре в ее широком смысле. Так, в их музыке есть отсылки к фильму «Сало» Пьера Паоло Пазолини и «Гулливеру» Джонатана Свифта, песням британских групп Throbbing Gristle и Psychic TV, кино Дэвида Кроненберга — произведениям, которые меняют понятие нормы и выводят зрителя (или слушателя) из зоны комфорта.
Кстати, о слушателях. В интервью 2017 года музыкант заявил, что ему «не хотелось бы, чтобы слушатели были счастливыми или печальными»: «Слушая нашу музыку, они должны обрести надежду — надежду на счастливый конец».
Сейчас Тьюмор уже считают, что их работа должна нести «радость — или просто что-то, что на время отвлечет слушателя от происходящего вокруг». И это отлично получается: конструируя свой собственный мир, Тьюмор заставляют нас забыть обо всем, что происходит, — пока играет песня, а затем еще одна, и еще одна.
Заявления о том, что «Hot Between Worlds» — это заключительная часть трилогии, несколько пугают, ведь кажется, что теперь Тьюмор могут уйти от рок-музыки к чему-то еще. Они говорят, что, как только заканчивается запись, «как только звук воплощен в физической форме», они больше не хотят к нему возвращаться. Но так, впрочем, интереснее: к будущим записям снова придется искать ключ — и пересечения с тем, что уже было раньше.