На кинофестивале в Венеции не покажут продолжение «Дюны» (видимо, из-за забастовки актеров). Но программа все равно впечатляет В ней — новый Дэвид Финчер, байопик с Адамом Драйвером и второй фильм Уэса Андерсона за год
До старта 80-го Венецианского кинофестиваля — больше месяца, но его программа уже известна. И несмотря на то что на острове Лидо не покажут вторую часть «Дюны» (возможная причина — забастовка актеров в Голливуде) и прощальный мультфильм Хаяо Миядзаки (о нем просто нет никакой информации), один из главных мировых киносмотров все равно стоит ждать — например, ради байопика об автогонщике Энцо Феррари с Адамом Драйвером, новой фантастики Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун и 40-минутной сказки Уэса Андерсона. Кинокритик «Медузы» Антон Долин подробно рассказывает об этих и других участниках кинофестиваля.
Венеция бросает вызов забастовкам актеров и сценаристов. Мостра всегда пользовалась репутацией наименее прагматичного из мировых смотров (здесь, в отличие от Канн и Берлина, не торгуют фильмами, а только показывают их), зато самого гламурного — голливудские звезды обожали его во все времена. Считается, что Венеция открывает двери к «Оскару» и грядущему премиальному сезону, большинство громких американских премьер проходит именно здесь. Предполагалось, что в 2023 году это непреложное правило будет нарушено — забастовка автоматически означает срыв большинства звездных выходов на красную дорожку. Ничуть не бывало: связи директора фестиваля Альберто Барберы вкупе с традициями взяли свое.
В основном конкурсе — три долгожданных голливудских байопика. «Феррари» — жизнеописание легендарного автогонщика и конструктора, снятое перфекционистом и формалистом Майклом Манном, с Адамом Драйвером и Пенелопой Крус в главных ролях. «Присцилла» — байопик Присциллы Пресли, «ответ» прошлогоднему «Элвису», за авторство отвечает обладательница «Золотого льва» София Коппола, в ролях поп-короля и его жены Джейкоб Элорди и Кейли Спейни. «Маэстро» — картина о самом авторитетном дирижере в истории США Леонарде Бернстайне и его женитьбе на телеактрисе Фелиции Монтеалегре, с Брэдли Купером и Кэри Маллиган. Снял фильм сам Купер, спродюсировали Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг.
Чуть меньше известно о других интригующих проектах, созданных фестивальными режиссерами и знаменитыми актерами, — это «Долгожданный рассвет» итальянца Саверио Костанцо с Лили Джеймс и Уиллемом Дефо и «Память» мексиканца Мишеля Франко с Джессикой Честейн. Зато «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун, Марком Руффало и снова Уиллемом Дефо, снятые греком Йоргосом Лантимосом по одноименному постмодернистскому роману шотландца Аласдера Грея, несомненно, входят в число самых ожидаемых арт-фильмов года. В основе викторианской фантасмагории — феминистское переосмысление мифа о докторе Франкенштейне, история гениального биолога и женщины, которую он спас от смерти, пересадив самоубийце мозг ее нерожденной дочери.
Американка Ава Дюверней возвращается к независимому кино в «Происхождении» — игровой экранизации нон-фикшен-бестселлера о расизме в современных США. Люк Бессон, на которого серьезные критики и поклонники много лет назад махнули рукой, записав в циничные коммерсанты, представит «Догмена» с Калебом Лэндри Джонсом — судя по описанию, это жесткая драма, не имеющая отношения к развлекательному кино. Похоже, выходит за границы чистого жанра и «Киллер» — криминальный триллер, снятый Дэвидом Финчером для Netflix по мотивам французского комикса. Наемного убийцу, у которого проснулась совесть, играет Майкл Фассбендер, Трент Резнор и Аттикус Росс пишут музыку, Брэд Питт продюсирует.
Среди других конкурсантов — фавориты фестивалей японец Рюсукэ Хамагути («Зла не существует»), полька Малгожата Шумовска («Женщина из»), итальянец Маттео Гарроне («Капитан»), французы Стефан Бризе («Вне сезона») и Бертран Бонелло («Зверь»). На общем фоне выделяется своим эксцентричным сюжетом «Граф» чилийца Пабло Ларраина. В своих первых фильмах — «Тони Манеро», «Вскрытие» и «Нет» — режиссер исчерпывающе описал пиночетовскую эпоху, а в новой картине представил 250-летним вампиром самого Аугусто Пиночета. Что ж, в этом сезоне фильмы о диктаторах в моде.
Из потерь — вторая часть «Дюны» Дени Вильнева (первую показывали именно в Венеции), отсутствие которой в программе может означать перенос проката на 2024 год, и «Как поживаете?», финальный мультфильм-завещание гениального Хаяо Миядзаки. Аниматор был завсегдатаем фестиваля, но о его новой картине студия «Гибли» ничего не рассказывает и не проводит никакой рекламной кампании.
Также организаторам пришлось заменить фильм открытия — вместо «Претендентов» Луки Гуаданьино с Зендеей и Джошем ОʼКоннором в первый вечер покажут антивоенную драму итальянца Эдоардо де Анджелиса «Команданте».
Внеконкурсная программа выглядит не менее насыщенной. Два главных фильма — новые работы пожилых классиков, чье участие в смотре неминуемо вызовет у одних негодование, а у других восторг: это 89-летний Роман Полански с «Дворцом», где сыграли Микки Рурк, Фанни Ардан и Джон Клиз, и 87-летний Вуди Аллен с «Великой иронией», снятой во Франции и на французском языке. Новые картины также представят классики Уильям Фридкин и Лилиана Кавани — «Военный трибунал по делу о мятеже на „Кейне“» и «Срок времени» соответственно.
Для многих неожиданным подарком станет 40-минутная картина Уэса Андерсона — второй его фильм за год — по прозе сказочника Роальда Даля «Чудесная история Генри Шугара», снятая для Netflix. В главных ролях — Бенедикт Камбербэтч, Дев Патель, Бен Кингсли и Рэйф Файнс. Также новые работы покажут Квентин Дюпье, Ричард Линклейтер и Хармони Корин, у которого в «Aggro Dr1ft» сыграл рэпер Трэвис Скотт.
Фильмов из России в основной программе нет — лишь обращает на себя внимание участие Ксении Раппопорт в «Сроке времени» Кавани и Александра Петрова с Виктором Добронравовым у Полански. В секции «Горизонты Экстра» покажут картину украинской постановщицы Анны Бурячковой «Навсегда навсегда» о подростках конца 1990-х. В основной конкурс включена «Зеленая граница» польского режиссера Агнешки Холланд — о политике Александра Лукашенко.
Фестиваль откроется 30 августа, а 9 сентября жюри под руководством американского режиссера Дэмьена Шазелла назовет победителей.