Skip to main content
  • Share to or
Мэгги Смит в 2015 году
истории

Неуязвимая Мир прощается с Мэгги Смит — символом британского кино и театра, талант которой выходил далеко за пределы уютных и сказочных вселенных

Источник: Meduza
Мэгги Смит в 2015 году
Мэгги Смит в 2015 году
Laura Hynd / Vida Press

27 сентября умерла Мэгги Смит — британская актриса, дама-командор ордена Британской империи, обладательница двух «Оскаров», семи премий BAFTA, четырех «Эмми», трех «Золотых глобусов», пяти премий Гильдии киноактеров США. Ей было 89 лет. Сыновья Смит, актеры Тоби Стивенс и Крис Ларкин, рассказали, что последние дни своей жизни их мать провела в окружении близких в лондонской больнице Челси и Вестминстера. Весь мир знает Мэгги Смит прежде всего по ролям Минервы Макгонагалл из «Гарри Поттера» и Вайолет Кроули из «Аббатства Даунтон». Кинокритик «Медузы» Антон Долин напоминает о других картинах, которые стоит посмотреть, чтобы понять весь масштаб ее таланта.

По Мэгги Смит скорбит весь мир. Как в любой любви, здесь не так уж много рационального. Большинство зрителей знало даму британского кинематографа, чья карьера растянулась на семьдесят лет, по двум поздним ролям.

Первая — замдиректора Хогвартса и декан Гриффиндора, анимаг (она превращалась в кошку) Минерва Макгонагалл из вселенной «Гарри Поттера»: для миллионов детей и взрослых ее героиня олицетворяла мудрость и молчаливое, чуть снисходительное понимание несовершенства мира. Вторая — вдовствующая графиня Грэнтэм, Вайолет Кроули в уютном и именно потому сверхпопулярном сериале «Аббатство Даунтон». С уходом ее величественной героини в финале полнометражного сиквела окончательно завершалась эпоха.

Безупречная аристократка (в реальной жизни дочь врача и секретарши) и всесильная волшебница — разве можно мечтать о другом амплуа? 

Мэгги Смит в 1956 году
Mary Evans Picture Library / Roger / Scanpix / LETA
Британский актер Роберт Стивенс и Мэгги Смит на репетиции спектакля в Королевском национальном театре. Пока Стивенс «бьет» Смит, за сценой наблюдает режиссер Джон Декстер. 20 апреля 1966 года
Evening Standard / Hulton Archive / Getty Images
Мэгги Смит у себя дома в 1963 году
Michael Ward / Getty Images
28-летняя Мэгги Смит в своей гримерке смотрит на телеграммы от поклонников. В 1962 году она получила свою первую театральную награду в категории «Лучшая актриса» — это была премия Evening Standard, старейшая в Великобритании. На фото — март 1963 года
Mirrorpix / Getty Images

Свою припозднившуюся славу Мэгги Смит принимала с должным достоинством — без восторгов, но и без презрения. Она знала, что ее дарование и список заслуг гораздо шире: образ идеальной британской леди был лишь одним из многих. Но, быть может, в сохранении статуса и состоит миссия, послание английской актерской школы миру? В конце концов, сэра Майкла Кейна (партнера Смит по фрагментарной комедии 1978 года «Калифорнийский отель», которая принесла актрисе второго «Оскара») большинство тоже запомнит в качестве Альфреда — дворецкого Бэтмена. Сэра Иэна Маккеллена, с которым Смит играла в блестящем «Ричарде III» (оба они с юных лет были знамениты как артисты шекспировского репертуара), — как Магнето из «Людей Икс» и Гэндальфа из «Властелина колец». Даму Джуди Денч, многолетнюю подругу Смит и партнершу по очаровательной дилогии об отеле «Мэриголд», — как М, начальницу Джеймса Бонда. 

Мэгги Смит начинала в семнадцать лет как Виола из «Двенадцатой ночи» в Оксфордcком театре. Но стремительно завоевала известность как характерная актриса, способная играть и современный репертуар. С ранних ролей играла и на телевидении, и в легкомысленном жанровом кино. В начале 1960-х ее заметил сам Лоуренс Оливье, и она стала звездой его труппы наряду с другими многообещающими дебютантами — Дереком Джекоби и Майклом Гэмбоном (более всего известным миру в качестве профессора Дамблдора из последних серий франшизы). Все четверо сыграли в 1965-м в киноинтерпретации театральной постановки «Отелло»: Оливье воплотил образ венецианского мавра, Смит — Дездемоны. Трагическая героиня Шекспира принесла ей первую номинацию на «Оскар». 

В 1967 году Мэгги Смит вышла замуж за своего коллегу — актера Роберта Стивенса. На фото 1970 года они празднуют первый «Оскар» Мэгги— за главную роль в фильме Рональда Нима «Расцвет мисс Джин Броди»
Peter Stone / Mirrorpix / Getty Images
У Мэгги Смит двое детей и пятеро внуков. На фото 1970 года она со своим сыном Крисом Ларкиным. Он тоже стал актером
Evening Standard / Hulton Archive / Getty Images
Мэгги Смит со своей собакой возле дома в Сассексе. 1986 год
Ian Cook / Getty Images
Лондонский вокзал, с которого Мэгги Смит отправляется в город Ньюкасл, где будет репетировать «Отелло» с сэром Лоуренсом Оливье. 24 марта 1964 года
Young / Mirrorpix / Getty Images
Вручение премии «Тони» в Нью-Йорке — за лучшую работу в мюзикле. Мэгги Смит номинировалась на «Тони» трижды, но победила лишь один раз — получила премию в 1990 году за роль в спектакле Питера Шеффера «Летиция и дурман». Фотография сделана в 1970 году, когда Мэгги Смит была одной из ведущих церемонии
Ron Galella Collection / Getty Images

На сцене Смит довелось исполнять главные роли в постановках Франко Дзеффирелли («Много шума из ничего») и Ингмара Бергмана («Гедда Габлер»). В кино на режиссеров везло меньше, хотя были и удачи: например, Джозеф Манкевич и его «Горшок меда» (1967), Джордж Кьюкор и его «Путешествия с моей тетей» (1972) и особенно Джеймс Айвори, подаривший актрисе удивительно точные роли в «Квартете» (1981) и «Комнате с видом» (1985).

Одновременно с этим Мэгги Смит с божественным хладнокровием бралась за роль нереиды Фетиды в развлекательном фэнтези «Битва титанов» (1981) и наслаждалась яркими персонажами Агаты Кристи в «Смерти на Ниле» (1978) и «Зле под солнцем» (1982) с Питером Устиновым. Но лучшей из ранних ее ролей была и осталась противоречивая учительница-манипулятор из «Расцвета мисс Джин Броуди» (1969) Рональда Нима по роману Мюриэл Спарк. Эта сложно устроенная картина о плодах воспитания и парадоксах образования, как бы подводившая итог разнузданным свободам 1960-х, стала визитной карточкой Смит — и принесла ей заслуженный «Оскар» за лучшую роль. 

Мэгги Смит и актер Тимоти Боттомс в сцене из фильма «Любовь и боль и прочая ерунда». 1973 год
Columbia Pictures / Getty Images
Джуди Денч и Мэгги Смит в фильме «Комната с видом». 1985 год
Cinecom International / Everett Collection / Vida Press
Мэгги Смит в фильме «Расцвет мисс Джин Броди». 24 февраля 1969 года
Evening Standard / Getty Images
Алан Рикман, Мэгги Смит и Иэн Харт в фильме «Гарри Поттер и философский камень». 2001 год
Capital Pictures / Scanpix / LETA
Мэгги Смит в роли Вайолет Кроули в «Аббатстве Даунтон». 2019 год
Capital Pictures / Scanpix / LETA

Актерская пластичность и театральная выучка Смит сделали ее неуязвимой к обычным профессиональным проблемам — ни в одно из десятилетий своей сценической жизни она не могла пожаловаться на недостаточную востребованность.

Ее превращение из актрисы в живой символ первым рассмотрел и зафиксировал Стивен Спилберг, взявший Смит на роль повзрослевшей Венди в своем сказочном манифесте о взрослении «Крюк» (1991). На рубеже тысячелетий она вновь работала с Дзеффирелли, уже в фильме «Чай с Муссолини» (1999), и продемонстрировала особенный дар доминировать даже в многолюдном и всесторонне блестящем актерском ансамбле в постмодернистской версии английского детектива «Госфорд-парк» (2001) Роберта Олтмена.

В том же году нагрянул «Гарри Поттер». С тех пор жизнь Смит навсегда изменилась: к статусу прекрасной актрисы добавилось звание международной суперзвезды. Неудивительно, что сценарист «Госфорд-парка» Джулиан Феллоуз, создавая «Аббатство Даунтон», решил забрать из принесшей ему «Оскар» картины в новый проект именно Смит. 

Фанаты «Гарри Поттера» у замка Хогвартс в парке развлечений Universal поднимают волшебные палочки в память о Мэгги Смит. 28 сентября 2024 года
Съемка участника акции

До последнего она трудилась в кино, на телевидении и на сцене, отказываясь почивать на лаврах, и это сделало ее долгожительницей. Быть может, теперь ее гигантская аудитория откроет для себя ее ранние лучшие роли.  

Палочки вверх

Искренне, безумно, сильно Роли Алана Рикмана. Фотогалерея

Палочки вверх

Искренне, безумно, сильно Роли Алана Рикмана. Фотогалерея

Текст: Антон Долин

Подписи к фото: «Медуза»

  • Share to or